Ученые установили таинственное происхождение затопленного восьмого континента Земли

83 миллиона лет назад древний суперконтинент Гондвана был разорван на части и его огромная часть затонула под волнами. По мнению некоторых геологов, этот затопленный кусок земли под названием Зеландия считался бы 8 континентом Земли.

Источник: Science Alert

Зеландия – затопленный континент Земли

Из-за толстого слоя океанской воды, который закрывает нам обзор 8 континента, мы видим только Новую Зеландию и близлежащие острова.

Сама Зеландия долго оставалась загадочной. Около 94% континента площадью 4,9 миллиона квадратных километров находится под водой, скрывая детали северной части суши.

Используя геохимические и изотопные данные из недавно полученных образцов горных пород, а также сейсмические показания, геолог GNS Science Энди Таллох и его коллеги создали уточненную карту этого региона, чтобы исследовать, как возник континент.

Образцы горных пород, некоторые из которых так же древние, как динозавры, были взяты из мест разведывательного бурения и ряда открытых вершин Южной Зеландии, таких как острова Чатем и Антиподес.

Анализ их химического состава вместе с другими геологическими подсказками показал сходство с геологией Западной Антарктиды, что свидетельствует о субдукции края Зеландии четверть миллиарда лет назад через плато Кэмпбелла у западного побережья Новой Зеландии.

Субдукция – это когда два края земной коры нажимают друг на друга, заставляя один край опускаться в мантию Земли. Но вопреки предыдущим предположениям магнитные аномалии, обнаруженные в этом же регионе, не связаны с этим событием.

Как образовалась Зеландия

Ученые рассказывают, что примерно 83 миллиона лет назад объединенные территории Зеландии/Западной Антарктиды и Антарктиды/Австралии дали трещины, в которые ворвалось Тасманово море.

Приблизительно 79 миллионов лет назад, Зеландия и Западная Антарктида оторвались, образовав Тихий океан.

Как коре Зеландии удалось растянуться столь тонко, прежде чем оторваться, долго озадачило геологов. Подобная тонкость также очевидна в Западной Антарктиде.

Таллох и его коллеги нашли доказательства того, что направление растяжения менялось на 65 градусов от 100 до 80 миллионов лет назад. Они считают, что это могло привести к значительному утончению континентальной коры.

Вместе эти находки создают основу для более детального анализа этого удивительного растяжения земли.