В Российской Федерации около двух тысяч украинцев сидят в тюрьме из-за того, что россияне обманом втянули их в схемы по торговле наркотиками.
Об этом рассказала правозащитница, координатор общественного проекта "Медийная инициатива за права человека" Мария Томак в интервью ONLINE.UA.
«Эта история началась летом 2015 года, когда в организацию "Центр гражданских свобод", где я в то время работала, обратилась семья из Киева. Они утверждали, что их сын, который поехал в Россию работать курьером (развозить книги в интернет-магазине), оказался за решеткой за якобы торговлю наркотиками», - рассказала правозащитница.
«Они утверждали, что 21-летнего сына подставили - это было в Петрозаводске, Республика Карелия», - продолжила Томак.
«Выяснилось, что он был завербован в Киеве через знакомых, ему дали при встрече мобильный телефон, билеты на поезд в Москву и какие-то карманные деньги. Из Москвы его отправили в Петрозаводск, и уже на второй день его арестовали», - рассказала правозащитница.
«Это нетипично, обычно арестовывают через месяц, через два, но, как оказалось, его забрали после того, как парень отказался работать - когда узнал, что будет иметь дело не из книгами, а с наркотиками», - продолжила Томак.
«А это типично: едва человек решает отказаться от участия в подобной схеме или выскочить из нее - его арестовывают. Об этом говорят и родственники задержанных лиц, и молдавские правоохранители (граждане Молдовы тоже часто попадали в эту ловушку)», - объяснила правозащитница.
«Что интересно - Молдове удалось эту схему прикрыть, причем с минимальными жертвами», - добавила она.
Отвечая на вопрос, сколько украинцев попали за решетку по обвинению в торговле наркотиками, Томак сказала: «По подобному обвинению, по 228-й статье, в РФ находится 33 гражданина Молдовы, а украинцев - около трехсот. Это по официальной информации Министерства иностранных дел».
«Россия, вопреки международным договоренностям, нормам международного права, отказывается давать эту информацию, так что трудно говорить о точной цифре. Мы оцениваем ее до двух тысяч. Собирали информацию по небольшим частям, например, украинские граждане едут к сыну в СИЗО Белгорода и узнают, что по подобным обвинениям там находятся еще сорок человек», - объяснила правозащитница.