Арсений Яценюк до последнего держал интригу, но 10 апреля обнародовал видеообращение, в котором заявил о готовности уйти в отставку. Этот шаг фактически определяет алгоритм развития события в течение двух последующих дней.
Яценюк выбрал правильное время для увольнения. Офшорный скандал ударил по президентским позициям, и глава правительства постарался на этом фоне предстать перед согражданами «весь в белом»: он, дескать, и жертва политических интриг, и намерен после отставки решать комплекс важнейших политических задач, и героический «Народный фронт» оставляет в коалиции. Причина зашкаливающего пафоса Арсения Петровича очевидна: ему необходимо не только создать предпосылки для продолжения политической карьеры, но и уберечься от возможных преследований, ведь у экс-премьера не будет иммунитета от привлечения к уголовной ответственности, а недругов у него хватает.
Создание коалиции на двоих свидетельствует, что повторяется история 2007 года, когда большинство в Верховной Раде создавали НУНС и «Батькивщина». Собственно говоря, весь политический кризис является повторением пройденного, что не слишком хорошо характеризует тех, кто называет себя политической элитой. Создается ощущение, что страна топчется на месте не первый год, что в условиях гибридного противостояния с Россией выглядит непозволительной роскошью. И даже анонсированное возможное утверждение Юрия Луценко в качестве генерального прокурора ситуацию в политикуме меняет отнюдь не кардинально.
Реальность формирования нового состава парламентской коалиции стала очевидной в середине недели, когда Юлия Тимошенко заявила о переходе фракции «Батькивщина» в демократическую оппозицию. Юлия Владимировна – опытный политик, хорошо просчитывающий риски, поэтому она до осени 2016-го будет скорее имитировать активность, но продолжит подготовку к новому политическому кризису. Ее ситуативным союзникам из «Самопомочи» предстоит пережить «криворожский синдром» и научиться делать более осмысленные политические шаги.
Процесс наращивания фракций БПП и «Народный фронт» до совокупной численности в формате простого парламентского большинства практически завершен. Для провозглашения коалиции «штыков» хватит, а бороться за решения Кабмину придется в ситуативном формате. Это означает, что правительству придется несладко практически сразу после утверждения, и медовый месяц обновленной исполнительной и уцелевшей законодательной ветвей власти будет, мягко говоря, непродолжительным. С другой стороны, у нового состава Кабинета Министров нет иного выхода, как в хорошем темпе осуществлять необходимые преобразования. Кстати, определенности по кадровым вопросам, за исключением высокой вероятности сохранения Арсена Авакова и Павла Петренко в составе правительства, пока нет.
Олег Ляшко с оппозиционным запалом уже требует импичмента президента. Хотя эти громкие требования в нынешней ситуации Украине нужны как приведенной радикалами к стенам Кабмина корове седло, обеспечить нормальную работу Верховной Рады без ритуального создания временной следственной комиссии, отыскивающей офшоры у ведущих политиков, вряд ли удастся. И мало кого интересует, что ни одна ВСК в новейшей украинской истории не добилась ничего существенного, а традиционно используется как инструмент для политического пиара.
После этого парламент вряд ли предоставит Арсению Яценюку возможность для финального пиара в виде отчета: процедура смены главы правительства пройдет «в рабочем порядке», поскольку у Владимира Гройсмана не будет времени на раскачку. Утешительным призом для «фронтовиков» станет спикерство Андрея Парубия, не исключено, что со своим креслом в парламентском президиуме расстанется и Оксана Сыроид.
Украина объективно устала от бездействия власти, накрываемой разнообразными скандалами. Государственные интересы сейчас заключаются в реализации формулы «навіть гірший – та інший» у премьерского штурвала, быстром формировании состава правительства и стремлении оторвать экономику ото дна. Другие задачи появятся уже по ходу работы новой коалиции и правительства.
Евгений Магда, политический эксперт специально для ONLINE.UA