Українське суспільство негативно сприймає новини про повернення у владу чиновників, які скомпрометували себе за старого режиму, особливо коли мова йде про Луганську або Донецьку області, де регіональна вертикаль вибудовувалася задовго до президентства Віктора Януковича. Безліч місцевих чиновників легко влилися в структури так званих ЛНР-ДНР.
У цьому контексті резонанс викликали чутки про
повернення на пост начальника департаменту охорони здоров'я Луганської області Павла Малиша. У ЗМІ його називали "заступником міністра охорони здоров'я ЛНР", звинувачували в тому, що влітку 2014-го він примушував луганських медиків робити евтаназію пораненим бійцям ЗСУ, які потрапили в полон до сепаратистів.
Малишу також пригадали скандали минулих років, зокрема справу 2010 року, коли для Луганської обласної лікарні був куплений комп'ютер-томограф з переплатою в 12 мільйонів гривень. Повернення до влади Малиша пов'язували з тим, що у нього надійний "дах", а його син нібито служить в СБУ.
Восени 2014 року Малиш був захоплений бійцями батальйону "Айдар", потім відпущений.
Щоб відокремити факти від домислів, журналіст ONLINE.UA зв'язався з адвокатом Павла Малиша, з його колишніми підлеглими і журналістом, який у 2010 році розслідував "справу про золотий томограф".
Увольнение и возвращение Малыша
Адвокат Малыша Марина Лукьянова подтвердила ONLINE.UA, что чиновник в судебном порядке восстановился в должности директора департамента здравоохранения Луганской области. Луганская областная военно-гражданская администрация подала апелляцию на это решение суда.
Читайте также: На Донбассе патриотам не дали оружие, а сейчас у людей Януковича все хорошо – активист
По словам Лукьяновой, увольнение Малыша произошло со множеством нарушений, ведь в момент, когда его отправили в отставку, чиновник находился на больничном, проходил лечение.
Павел Малыш. Фото с сайта Партии регионов Украины
"Были нарушены как порядок увольнения, так и сами права работника, - сообщила Лукьянова. - В основу увольнения положена докладная записка о проблемах в работе органов здравоохранения. В ней отмечалось, что "недостаточно горючего, потому что оно отсутствует на заправочных станциях, недостаточно лекарств, так как отсутствует финансирование для их приобретения, недостаточно бланков строгой отчетности, так как они остались на территории, неподконтрольной Украине". Но с начала июня 2014 года Малыш находился на операционном лечении, затем (в связи с необходимостью послеоперационной реабилитации) - в отпуске, а после - на больничном. Поэтому указанные в докладной недостатки не могли быть следствием плохой работы именно Малыша".
Докладная записка - единственный документ, на основании которого произошло увольнение, утверждает адвокат. "Государственного служащего уволили за нарушение присяги во время пребывания его на лечении! Нарушено все, что можно нарушить, включая отсутствие объяснений работника и любых замечаний за все время его пребывания на службе. Малыша не уведомили об увольнении, уволили во время пребывания на больничном. И даже уволили по статье, которая предусматривает дисциплинарную ответственность, а в тексте приказа - указание статьи о нарушении присяги! Суд удовлетворил иск Малыша, восстановив его на работе, и, учитывая количество нарушений при его увольнении, трудно даже представить, что решение могло быть другим", - заявила Марина Лукьянова.
Затем глава Луганской ВГА Юрий Гарбуз сообщил, что на решение суда подана апелляция. По мнению Лукьяновой, это произошло после поста в Facebook народного депутата Украины Ольги Богомолец, которая призвала к (по словам юриста) "расправе" над Малышем.
"Ольга Богомолец - нардеп, влиятельное лицо в сфере медицины и советник президента по гуманитарным вопросам. И наличие фамилии Богомолец сняло любые сомнения в достоверности информации. Именно госпожа Богомолец и поставила вопрос перед председателем Луганской ВГА: "Что за безобразие?" Поэтому, конечно, неизбежно возникла апелляция! А Георгий Тука (заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий, экс-глава Луганской ВГА, - ONLINE.UA), который, очевидно, не отрицает европейские ценности, основной из которых является соблюдение прав личности, пошел еще дальше. Он написал на своей странице в Facebook: "Нужно еще разобраться с судьей!" В цивилизованных странах следствием таких заявлений была бы уголовная ответственность!" - считает Марина Лукьянова.
По ее мнению, заявления Георгия Туки и Ольги Богомолец — это давление на суд. "Если национальное правосудие не обеспечит законности судебного разбирательства, придется его искать в Европейском суде по правам человека", - пообещала адвокат.
Малыш и ЛНР
Был ли Павел Малыш заместителем "министра здравоохранения" ЛНР? Документов, подтверждающих этот факт, не обнаружено. Мониторинг интернета не дает даже косвенных доказательств причастности Малыша к работе в структурах сепаратистов. В июне 2014 года, когда Малыша, по сообщению блогеров, якобы назначили "замминистра", под Луганском начались активные боевые действия. Тогда же Малыш ушел на больничный, затем выехал на подконтрольную Украине территорию.
Читайте также: Нардеп от Порошенко ведет бизнес в Крыму, а его завод на Донбассе работает для России - активист
Служит ли сын Малыша в СБУ? По сведениям ONLINE.UA, сын Павла Малыша Алексей никогда не работал в Службе безопасности Украины, после начала конфликта на Донбассе проживал на территории Славяносербского района Луганщины, подконтрольной сепаратистам.
"Павел Малыш не занимал никаких должностей в "правительстве" ЛНР, в отношении Малыша никогда не выдвигались подозрения в совершении уголовных преступлений", - утверждает адвокат Марина Лукьянова.
По ее словам, Малыш является пострадавшим в уголовном производстве по статье 146, ч.2 УК Украины "Незаконное лишение свободы или похищение человека".
"Малыша выкрали бойцы "Айдара" с целью получения выкупа. По этому факту возбуждено уголовное дело, но им никто не занимается", - считает адвокат.
Дело о "золотом томографе"
Новость о том, что Павел Малыш вновь возглавит здравоохранение Луганщины, не зря вызвала бурную реакцию общества. Малыш считается одним из "классических чиновников" времен губернаторства Александра Ефремова и его преемников.
Так, в 2010 году в Луганске активно обсуждалась новость: для областной больницы был куплен компьютер-томограф за 24 миллиона, при том, что подобный аппарат можно было приобрести за вдвое меньшую цену. Об этом ONLINE.UA рассказал Олег Перетяка, луганский журналист, победитель всеукраинских конкурсов на лучшее журналистское расследование.
Перетяка по образованию - медик. В 2010 году, когда здравоохранением региона руководил Малыш, он пытался добиться от чиновников и правоохранителей ответа: "Почему за медицинское оборудование на Луганщине переплачивают вдвое?"
"По поводу компьютера-томографа для областной больницы. На тендере было три предложения — томограф за 12 миллионов гривен, немного больше и томограф почти за 24 миллиона гривен. Когда больница приобрела томограф за двадцать четыре миллиона, я стал разбираться, сравнивать технические характеристики», - вспоминает журналист.
"Там были такие отличия: фирма, которая выиграла, предлагала стол, на который ложился пациент, длиной 240 см, а фирма, предлагавшая цену в два раза меньше — стол длиной 230 или 235 см. Или, например, такая характеристика: на этот стол можно положить человека весом не 160 кг, а 150. Меня это заинтересовало, я направил запросы председателю тендерного комитета Юрию Инкелевичу (он как работал, так и сейчас работает заместителем директора департамента здравоохранения Луганской области). На мои журналистские запросы он не дал никаких объяснений. Я приходил и к Малышу, спрашивал: "Почему такая дорогая аппаратура?" Малыш ответил, что к покупке томографа никакого отношения не имеет, все вопросы — к Инкелевичу", - раскрыл детали дела Перетяка.
"Эта история тогда заинтересовала правоохранителей, я нашел следователя, который вел дело. Он считал, что при покупке томографа использована коррупционная схема. Но ему до конца довести не дали, отстранили, начальство передало дело другому. Параллельно я обратился к эксперту, директору одного их харьковского институтов, который занимается медицинской техникой. По телефону связался с ним, спросил: "Есть ли существенная разница между томографами: тем, который стоит двенадцать миллионов, и стоящим в два раза дороже?" Эксперт ответил: "Вы же неглупый человек, понимаете, что разница отсутствует, эта покупка — коррупция!" Директор института пообещал, что подтвердит свою оценку и пришлет заключение. Прошло две недели, потом месяц, я опять ему позвонил, он ответил, что не может письменно подтвердить свое мнение. Получился замкнутый круг: следователя отстранили, а эксперта сломали, он отказался.
В то время губернатор Луганщины Владимир Пристюк периодически на областном телевидении встречался с журналистами. Для этих встреч составлялись списки. Тогда я пришел на пресс-конференцию, меня заметил Мирошник: "А вы что тут делаете?" (Родион Мирошник — бывший гендиректор Луганской областной телерадиокомпании, бывший пресс-секретарь Виктора Януковича, впоследствии — советник главаря ЛНР Игоря Плотницкого, - ONLINE.UA). Все-таки пустили. На мой вопрос о томографе Пристюк ответил, что он - не в теме: "Я - не медицинский специалист!" Пресс-конференция шла на ТВ в записи, мои вопросы из передачи вырезали. На следующую конференцию я уже пришел со своей камерой, Пристюк это увидал: "Пришел Перетяка — вооружен и очень опасен!" Я говорю: "Конечно - вы же вырезаете мои вопросы!" После этого на Луганское ТВ меня уже не пускали.
Это все к чему: все, что касалось тендерных закупок — везде четко прослеживался след Пристюка и Малыша. А председатель тендерного комитета департамента здравоохранения был просто техническим работником", - рассказывает журналист.
Он вспомнил, что правоохранители советовали быть ему максимально осторожным в освещении этого дела. Перетяка не стал тогда публиковать материал о тендерных махинациях: "К сожалению, я не закончил тогда расследование. Не хотел давать информацию без учета разных мнений, а правоохранители и эксперт отказались от комментариев".
Также он поведал о своем личном опыте общения с Павлом Малышем: "В 2002 году я ушел из системы здравоохранения. Тогда я пытался стать депутатом Луганского облсовета. И, кстати, Малыш сорвал мою встречу с врачами Станицы Луганской, он тогда возглавлял местную больницу. На встречах с избирателями я обещал, что, если стану депутатом, буду следить за правильностью закупок медицинского оборудования. В результате, после выборов две недели считали голоса, я оказался пятым (нужно было четверо от района). Станица Луганская — моя родина, знакомые из комиссий звонили моей матери, говорили: "Олег проходит!" Но депутатом я не стал, а после выборов ликвидировали областные курсы повышения квалификации медицинских и фармацевтических работников, которые я возглавлял, - вот так я попал из медицины в журналистику".
Читайте также: Из Киева сбежал сепаратист, который финансировал беспорядки за Россию: новые детали сдачи Донбасса
"Малыша тоже не просто так поставили во главе медицины региона. По моим данным, они с Пристюком — кумовья", - считает журналист.
По его словам, медики Луганска обеспокоены возвращением Малыша в здравоохранение.
"Малыш — Янукович от медицины!"
Журналист ONLINE.UA связался с врачами, работавшими в Луганске до начала войны. Они попросили не называть их фамилий, поскольку на оккупированных территориях остались их родные и близкие.
Татьяна, врач 3-й детской больницы сообщила, что Малыш, возглавив здравоохранение Луганской области, стал производить "чистку", ставить на выгодные места своих людей.
"Были уволены Горбатенко Александр Викторович, главный врач областного кардиодиспансера, Ткаченко Василий Иванович, главный врач областной детской больницы, причем последнего долго травили через областные СМИ, борьба была нешуточной. В госпитале ветеранов руководство менялось насильственно и в Луганской областной детской больнице", - рассказала Татьяна.
"Придя к власти, Малыш от комплексов начал мстить коллегам и даже бывшим преподавателям. Увольнял всех направо и налево, на должности назначал за деньги и в паре с Пристюком требовал бесконечно откаты от всех лечебных учреждений. Ловил на мелких ошибках и требовал деньги. Увольнять-назначать - это была такая денежная игра Малыша в одни ворота", - считает медик.
Евгений, бывший врач Луганской областной детской больницы, рассказал, что луганская медицина при Малыше напоминала организованную преступную группировку.
"Малыш - это был наш доморощенный Янукович от медицины. Медицина держалась на честном слове, а с появлением Малыша это "честное слово" куда-то делось, структура все больше стала напоминать ОПГ, а Паша (Малыш, - ONLINE.UA) вел себя как "пахан".
"Он начал строить жесткую диктатуру с телефонным правом. Довольно грязными методами уволил чуть ли не всех главных врачей и зав отделениями, поставил своих людей, которых постоянно строил по телефону.
Все сколько-нибудь денежные и при власти люди обращались за медпомощью напрямую к Паше, а он наклонял подчиненных, чтобы они принимали людей "от Начальника". Было такое ощущение, что в Луганской области есть один врач - это Начальник, он всех лечит лично, а остальные ему немного помогают, а чаще - мешают. Было такое впечатление, что вся Станица Луганская и Лутугино - родственники Малыша, они при каждом чихе ехали в областную больницу и ногами открывали двери - а мы должны были сразу отзваниваться Малышу, отчитываться, как все прошло", - вспоминает врач.
Евгений рассказал, что не захотел получать высшую категорию, чтобы не иметь дело с Малышем. Так, по его словам, поступали многие: "Малыш сидел на каждой аттестационной комиссии и, задавая всякие дурацкие вопросы, препятствовал получению врачами первой и высшей категорий, чтобы, опять же, на руководящие должности попадали только верные ему люди, короче, строил пресловутую "вертикаль власти" ударными темпами. У нас вспоминали, что когда Малыш учился, профессора спрашивали, как вообще при таких знаниях и отношении к учебе, он собирается работать врачом? Малыш отвечал, что собирается быть главврачом..."
На примере истории с Павлом Малышем мы видим, как одиозные деятели времен Януковича полагают, что могут легко влиться в новую власть. Общество, зная о засилии среди чиновников бывших регионалов и откровенных сепаратистов, остро реагирует на подобные "возвращения". В свете этого особо интересно, каким будет завершение ситуации с Малышем.