О том, что ждет Кабмин Владимира Гройсмана и коалицию в парламенте, сказал ли Владимир Путин что-то новое во время недавней "прямой линии", и как судьба Крыма и Донбасса связана с политическим будущим РФ в интервью ONLINE.UA рассказал известный украинский журналист и публицист Виталий Портников.
- В чем разница между правительством Яценюка и новым правительством Гройсмана?
- Перед правительством Владимира Гройсмана стоят те же задачи и та же база парламентской поддержки, что и перед правительством Арсения Яценюка. Поэтому серьезных отличий я не вижу, если смотреть именно на задачи и инструментарий.
- Переформатирование коалиции принесет стабильность в парламент и политику?
- До переформатирования коалиция долгое время существовала за счет ситуативного большинства. Поэтому фракции, которые вошли в ее состав, всегда имели собственные интересы. Депутаты от «Батькивщины», «Самопомочи» и Радикальной партии и раньше были во внутренней оппозиции в составе коалиции. Они не всегда голосовали за правительственные законы. Большинство в голосовании обеспечивалось ситуативно, особенно когда речь шла о принципиальных вещах.
- Вопрос досрочных выборов в Раду снят с повестки дня?
- Эти выборы важны для тех политических сил, которые в течение этого года повысили свое влияние и рейтинг, а сейчас не играют заметной роли в парламенте. Это, прежде всего, «Батькивщина» Юлии Тимошенко, «Самопомич» Андрея Садового, «Оппозиционный блок» и, в меньшей степени, Радикальная партия Олега Ляшко. Эти четыре политические силы заинтересованы в проведении внеочередных парламентских выборов. Есть еще две внепарламентские силы, которые тоже хотели бы выборов - ВО "Свобода" и Михаил Саакашвили вместе с поклонниками. Они могут пройти в парламент. Поэтому делают все возможное для дестабилизации Рады, чтобы такие выборы состоялись.
Крупнейшие фракции - БПП и "Народный фронт" - заинтересованы, чтобы выборы прошли как можно позже. По крайней мере, не в ситуации резкого ухудшения в экономике и социальной сфере. Многое зависит от динамики рейтинга «Народного фронта». Думаю, что он пойдет вверх, что будет склонять Яценюка к приемлемости перевыборов. По Порошенко тоже не все однозначно. На определенном этапе он может захотеть заменить свой проект в парламенте на проект Михаила Саакашвили. Это при условии, что не будет конфликта между Саакашвили и Порошенко. Но это все сложная политическая арифметика с неизвестными результатами.
- Голосования за изменения в Конституцию под Минские договоренности могут стать проблемой для новой коалиции и правительства?
- Сейчас наши западные партнеры не требуют от нас быстрых изменений в Конституцию. Все поняли, что это только орудие дестабилизации ситуации внутри Украины. Москва не пытается решить проблему Донбасса. Только слова Путина о том, что он согласен с идеей повышения роли ОБСЕ на Донбассе, даже с вооружением их миссии, могут стать новым шагом. Однако не для интеграции оккупированных территорий, а для замораживания конфликта. Только с тех пор можно говорить о выполнении каких-либо требований минского процесса, но я не думаю, что при заморозке можно говорить об изменениях в Конституцию.
- В недавнем выступлении Путина на «прямой линии» что-то новое услышали?
- Возрастание роли миссии ОБСЕ - единственное политическое заявление. И это не удивительно, так как "прямые линии" - шоу для населения, а не ответы на серьезные вопросы. В ситуации, когда экономика РФ не в самом лучшем состоянии, когда на горизонте социальные вызовы, ждать путеводных заявлений от Путина не стоит.
- Путин может долго удерживать стабильность в РФ?
- Россия уже нестабильна. Но такие режимы могут существовать долго. Это зависит от обстоятельств и глубины кризиса в экономике. Состояние деградации в России не впервые. Они могут деградировать годами. Тенденция понятна, но точное время вычислить трудно.
- Как пройдет избирательный период в РФ? Возможно, что российская элита свергнет Путина, или будет ротация элит?
- Выборы к ротации элиты в России не имеют никакого отношения. Это может происходить каким-то другим путем. Но то, что в результате нынешних экономических проблем может усилиться роль российских регионов - факт.
- Как действовать в отношении Донбасса и Крыма?
- Оба конфликта выглядят как замороженные и не позволяют России вернуться в семью цивилизованных народов. Каждый по-своему. Очевидно, что без решения этих проблем не может быть возврата РФ в цивилизованный мир. Надо понимать, что проблема нарушения международного права и аннексия территорий является больше головной болью для россиян, чем для украинцев. Эти регионы должны жить за счет экономики России, мешать им, а не нам. Говорят, что это создает нам проблему в процессе присоединения к НАТО и ЕС. Но это проблема на годы, а не на месяцы. Мы это могли увидеть по европейской ассоциации и законам по безвизовому режиму. Мы на пути, который приведет к реальным результатам через десять-двадцать лет, если мы будем делать реформы. Думаю, что за это время вопрос Донбасса и Крыма решится, потому что самой России невыгодно оставаться в маргинальной плоскости, куда их завел Путин.
- Это все после Путина?
- Конечно, Путин - это не тот человек, который будет воплощать политику нового типа.
- А референдум в Нидерландах должен нас чему-то научить?
- Я не считаю, что он может нас чему-то научить. Голландские евроскептики воспользовались возможностью, чтобы выразить свое отношение к расширению Евросоюза. Голландия не в первый раз высказывает негативное отношение к расширению ЕС. Нам просто надо понимать, что в Европе вместе жить непросто. Не надо идеализировать население континента. Если мы хотим быть частью ЕС, надо найти подход и к евроскептикам, и к еврооптимистам. Нам жить вместе, и все мы не ангелы, но у нас должны быть общие ценности.
- Осенью выборы в США. Они могут изменить настрой Соединенных Штатов относительно видения и оценки конфликта между Украиной и РФ?
- Это не вопрос выборов в США. Это вопрос ценностей, а они не меняются от выборов до выборов.