Дело не в Украине: Financial Times ответил на главные вопросы по референдуму в Нидерландах
Категория
Мир
Дата публикации

Дело не в Украине: Financial Times ответил на главные вопросы по референдуму в Нидерландах

Дело не в Украине: Financial Times ответил на главные вопросы по референдуму в Нидерландах
Источник:  Financial Times

Избиратели Нидерландов на референдуме в среду отвергли Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом.

Дункан Робинсон и Джим Брансден в статье для Financial Times, перевод которой сделал ONLINE.UA, ответили на основные проблемные вопросы о неоднозначных результатах референдума.

О чем был референдум?

Голосование носило характер необязывающего референдума по геополитически значимому договору, который приводит украинское законодательство в соответствие с нормами Евросоюза и снижает торговые барьеры между ними. Соглашение было подписано в 2014 году, а его торговые элементы диктуют тарифы на такие вещи, как абрикосы.

Почему голландцев заботят тарифы на абрикосы?

Они их не заботят. Договор был просто первой возможностью для группы евроскептиков, журналистов сатирического сайта под названием GeenStijl, использовать новый закон о референдуме, который Нидерланды представили в прошлом году.

GeenStijl получил 300 тысяч подписей, необходимых для проведения референдума в попытке показать свое общее недовольство Брюсселем.

В результате кампания стала борьбой по широкому кругу вопросов, начиная с ЕС и нынешнего правительства Нидерландов до отношений Нидерландов с Россией. Хотя многим оппонентам до сих пор не нравится соглашение с Украиной, мотивы референдума вышли далеко за пределы одной этой темы.

Станут ли результаты голосования причиной разрыва соглашения?

У голландских избирателей уже есть опыт срыва соглашений ЕС. В 2005 году голландский референдум - с французской помощью - разрушил планы по конституции Евросоюза. Но это вряд ли произойдет на этот раз.

Ставки этого голосования ниже. Результаты референдума не являются обязывающими для голландского правительства, несмотря на то, что явка превысила 30% уровень, необходимый для того, чтобы лидеры Нидерландов обратили на него внимание.

Что теперь будет делать правительство Нидерландов?

Как это часто бывает в ЕС, есть большая вероятность «состряпанной» наспех программы. Торговое соглашение в пределах блока на самом деле уже работает «на временной основе». Чтобы это изменить, необходима единодушная поддержка всех 28 государств-членов, что крайне маловероятно.

Но даже в Брюсселе идея предварительной сделки на постоянной основе является абсурдной. Необходим хоть какой-нибудь компромисс.

Юристы ЕС в прошлом рассматривали возможность применения санкций на двусторонней основе каждым государством-членом отдельно, если хотя бы одна страна удержится, поскольку санкции требуют единогласия. Если голландское правительство потребует специального предложения по пакту с Украиной, остальным 27 странам-членам могут предложить принять положения Договора самостоятельно, а не через законодательство ЕС.

Что это значит для голландской политики?

Голландское правительство всегда поддерживало голос «За», но в течение последних нескольких месяцев они не очень об этом говорили, в надежде, что явка составит ниже 30% порога. Несмотря на то, что явка была низкой, отказ стал ударом по коалиционному правительству, которое уже показывает плохие результаты в предварительных опросах общественного мнения перед всеобщими выборами в следующем году.

Коалиция - во главе с правоцентристской Народной партией за свободу и демократию и её партнером Рабочей партией - имеет большинство, но антимигрантская и настроенная против ЕС Партия свободы анти-мусульманского популиста Герта Вилдерса показала недавно рекордный рост, и поражение было последним, в чем нуждалось шаткое правительство.

Что это значит для Брекзита?

«Ваше голосование является закуской, наше голосование является основным блюдом», - провозгласил Найджел Фарадж на митинге на этой неделе перед голландским голосованием, где лидер Партии независимости Соединённого Королевства, которая требует выхода Великобритании из Евросоюза (так называемого Брекзит – Ред.), предсказуемо высказался за кампанию «против».

Хотя существует немного прямых последствий, кампании Брекзита стоит вынести несколько уроков. У голландских избирателей уже давно были евроскептические наклонности, в то время как голландские политики разделяют многие из тех же взглядов на ЕС, как их британские коллеги.

Низкая явка будет серьезно изучаться теми, кто агитирует Великобританию остаться в ЕС. Люди, выступающие против торгового соглашения, сказали голландским социологам, что они были гораздо более склонны голосовать, чем избиратели «за».

Но сделанные в последнюю минуту усилия либеральной, проевропейской партии D66 и её единомышленников, по всей видимости, провалились. Кампания в Великобритании за то, чтобы остаться в составе ЕС, так же испытывает затруднения, борясь с бешеным энтузиазмом тех, кто собирается голосовать за Брекзит.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?