Владимир Путин решил согласиться на обмен пленными с Украиной из-за того, что у Киева «появился товар, который его заинтересовал». Прежде всего, речь идет о Владимире Цемахе – ключевом свидетеле по делу крушения малазийского «Боинга». Затягивание обмена могло привести к выдаче Цемаха Нидерландам, чего Кремль никак не желал допустить.
Об этом пишет политический эксперт Виталий Портников на сайте « Буквы », сообщает ONLINE.UA.
«Кремль серьезно готовится к процессу по «Боингу» и появление такого важного свидетеля на этом процессе могло ударить по российским интересам. Именно поэтому спецоперация СБУ была воспринята в Москве с такой нервозностью и была поставлена задача любым путем добиться предотвращения возможного выезда Цемаха в Нидерланды. Ради выполнения этой задачи было не жалко отдать не только украинских моряков, но и Сенцова, чья фигура традиционно вызывала особое неприятие у российского руководства. Все остальные российские освобожденные – лишь гарнир к Цемаху, никакого значения для Москвы они не имеют», – пишет Портников.
Кроме того, как считает журналист, выдача Цемаха России дискредитирует позицию Украины по отношению к европейским партнерам. Ведь Нидерланды активно настаивали на необходимости передачи этого свидетеля для допроса на международном суде по делу MH17. В Кремле надеются, что отношения Украины и Запада на этом фоне ухудшатся.
Еще один мотив, который преследует Путин – показать Зеленскому, что решить проблему Донбасса можно только с помощью прямого диалога между Россией и Украиной.
«Проще говоря – все можно решить, если идти на выполнение путинских требований. Таким образом, Путин умело привлекает Зеленского на болотистый грунт поиска компромиссов, которые могут привести не только к завершению военного конфликта и реинтеграции Донбасса, но и к возвращению Украины к ее привычной роли российского сателлита», – заявляет Виталий Портников.
Четвертая причина, почему Путин пошел на обмен, заключается в желании облегчить западным «друзьям России» создание мифа о том, что Кремль возвращается к конструктивности.
И, наконец, пятая причина, по мнению Портникова, это – «эффект Савченко». Вполне возможно, один или несколько бывших пленников Кремля станут аналогом «политической бомбы», и будут продвигать в украинских медиа нужные для Путина месседжи, как это делала Надежда Савченко после своего освобождения.
Напомним, что уполномоченная по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила руководству Украины заключить сделку, которая бы позволила прекращать уголовное преследование россиян и украинцев на паритетных началах.