Ученые нашли причину сбоев формирования новых планет

Ученые нашли причину сбоев формирования новых планет

Ни для кого не секрет, что образующийся у молодых звезд протопланетный диск является источником формирования новых планет. Однако недавно стало известно, что именно деформация этого диска может быть главной причиной сбоев в процессе образования новых объектов.

Источник: The Astrophysical Journal

Ученые назвали причину сбоев при формировании новых планет

По словам иностранных ученых, протопланетный диск у звезд формируется из избыточного материала, оставшегося в окружающем пространстве после формирования самого светила.

Он закручивается вокруг звезды и со временем может образовывать спиральную структуру. Газ и пыль диска постепенно сбивается во все большие объекты: так образуются планеты разных размеров, спутники, карликовые планеты, астероиды, кометы и метеороиды. Проще говоря – все в звездной системе, кроме самой звезды. Ученые, исследуя протопланетные диски, обнаружили достаточно много дисков, почему-то не имевших спиральной структуры, а также деформированных и искривленных, - пишет издание.

После создания гидродинамических моделей таких объектов ученые пришли к выводу, что деформация может спровоцировать гравитационную нестабильность, а также заблокировать процесс формирования экзопланет. Более того, указано, что она становится причиной разогрева диска, а это также мешает образованию новых объектов, поскольку, как известно, газ должен быть холодным, чтобы слипнуться в кучу.

Искривление протопланетного диска на поздних стадиях (фото – Phys)

Причинами искривления структуры протопланетных дисков могут быть гравитационные сдвиги, которые вызваны, например, другими звездами, прошедшими близко от системы. Также деформация может возникнуть, если диск образовался вокруг двойной звездной системы. Несмотря на то, что звезды часто образуются в гигантских молекулярных облаках, они изначально расположены близко друг к другу – а значит гравитационно могут сильно влиять друг на друга. Поэтому искривление протопланетных дисков может оказаться очень частой "проблемой" для образования новых планет, - сказано в сообщении.