Технологии

Ученые обнаружили две новые черные дыры неизвестного типа

Gaia – космический телескоп, задача которого – составить трехмерную карту двух миллиардов объектов нашей галактики, сделал удивительное открытие – обнаружил две новые черные дыры. Названные Gaia BH1 и Gaia BH2, эти черные дыры не только близки к Земле, но и относятся к новому, ранее неизвестному типу черных дыр.

Источник: ESA

Ученые обнаружили две новые черные дыры неизвестного типа

Черные дыры, хоть и называются так из-за своей непрозрачности для света, на самом деле излучают энергию, поглощая материю из окружающей среды, что делает их видимыми для телескопов. Эти черные дыры, известные как сверхмассивные или квазары, являются одними из самых ярких объектов во Вселенной.
Их гравитационное поле настолько сильно, что они могут "вытаскивать" материю из ближайших звезд, образуя аккреционный диск, излучающий яркое световое излучение. Это делает их сравнительно легко найденными для астрономов даже на больших расстояниях в космическом пространстве.
Gaia BH1 и BH2, в отличие от других известных черных дыр, образовались не в результате коллапса звезды, а скорее всего, как следствие слияния двух гигантских газовых облаков. Это привело к формированию двойной системы черных дыр, вращающихся вокруг общего центра масс.
Это редкий и уникальный случай, который позволит астрономам изучать не только черные дыры, но и взаимодействие между ними и окружением.

Что известно о черных дырах

Недавно астроном Карим Эль-Бадри обнаружил две новые черные дыры, расположенные вдали от звезд-компаньонов. Он считает, что это свидетельствует об ином процессе формирования в отличие от рентгеновских двойных систем.
Это открытие вызывает сомнения в существующих моделях формирования и поведения чёрных дыр. Обычно считается, что они образуются из остатков крупных звезд, коллапсирующих под действием собственной гравитации после исчерпания ядерного топлива.
Тем не менее, уникальные характеристики новых черных дыр Gaia BH1 и BH2 с их отдаленными звездами-компаньонами свидетельствуют о другом процессе формирования, который еще предстоит полностью исследовать.
Открытие Gaia BH1 и BH2 также проливает свет на тайну, которая озадачивала астрономов в течение двух десятилетий. Вытянутый объект под названием X7, расположенный вблизи сверхмассивной черной дыры в центре нашей галактики, наблюдался, но его форма и происхождение оставались необъяснимыми.
Авторы нового исследования считают, что X7 – это облако пыли и газа, образованное в результате столкновения двух звезд, которое затем затягивается и в конце концов разрушается под действием гравитационного притяжения черной дыры.