О перспективах дела главы Государственной фискальной службы Романа Насирова, о блокаде Донбасса и угрозах для империи Рината Ахметова, о тактике президента Петра Порошенко и о том, как ведут себя украинские и российские политики в экстремальных ситуациях, в интервью ONLINE.UA рассказал российский драматург, публицист и блогер Владимир Голышев.
- Каковы возможны последствия дела главы ГФС Романа Насирова, который задержан НАБУ по делу "Укргазвидобування"?
- Я вижу довольно неприятную ситуацию для протестующих. Они делают вид, что страна находится на "ручном управлении" Порошенко – мол, пользуясь "кулуарными методами", он всё поставил под личный контроль. И вот этот миф, столкнувшись с реальностью, разрушается. Мы не видим никаких признаков личной вовлеченности президента ни в один из громких сюжетов последнего времени. Порошенко ведёт себя так, будто Украина – нормальная страна, имеющая работающие институты с чёткими регламентами.
Насиров – зона ответственности НАБУ и суда. Причём тут президент? Самоуправство нардепов-популистов, организовавших "блокаду" - зона ответственности полиции и руководства тех регионов, в которых они осуществляют свою противоправную деятельность. Позицию свою президент озвучил. Остальное – не его дело.
Читайте также: Путин проиграл и резко меняет концепцию по Украине — Андрей Пионтковский
Владимир Голышев, фото из архива публициста
- А если НАБУ не справится и Насиров уйдёт от ответственности?
- За это надо будет сказать "спасибо" тем, кто превратил формирование этого органа в шоу. Если бы этим занималась исполнительная власть под контролем президента, НАБУ приступило бы к работе на год раньше, им бы руководил авторитетный специалист с безупречной репутацией, и вокруг его деятельности не было той нелепой шумихи, которую мы наблюдаем сейчас.
НАБУ сегодня если от кого-то и зависит, то от "общественных деятелей" с депутатскими мандатами, которые объявили себя "антикоррупционерами". Причем зависимость эта сама по себе имеет скандальный характер.
Взять хотя бы "квартирный вопрос" нардепа Сергея Лещенко ( скандал с покупкой депутатом-"еврооптимистом" квартиры за 7,5 млн гривен – ONLINE.UA). Аналогичные обвинения во Франции на днях были предъявлены кандидату в президенты Фийону. Идёт следствие, проводятся обыски. А НАБУ бодро отрапортовала: проведена проверка, нарушений не обнаружено! Это реальный повод для скандала.
А задержание Насирова – наоборот, рутина. НАБУ же и создавали для этого! Что же касается резко пошатнувшегося здоровья, то это уже стало традицией для украинских VIP-персон. Причем первыми были те, кто громче всех кричал о "патриотизме" – Геннадий Корбан, Игорь Мосийчук. На этом эпическом фоне такие несимпатичные люди, как Сергей Ефремов или Нелли Штепа – образцы мужества и самоуважения.
Роман Насиров в суде. Фото: censor.net.ua
В России, кстати, такие "медицинские шоу" на суде невозможны. Скажем, действующий министр правительства РФ Алексей Улюкаев, оказавшись за решеткой, не вел себя так позорно, как украинские "патриоты" и их подражатель Насиров. И его предшественник Сергей Сторчак. И губернаторы. И "оппозиционеры".
- Что, на ваш взгляд, происходит, так как по открытой информации сложно разобраться во всех перипетиях только одного БПП?
Уже как-то забылось, что главные скандалисты Лещенко и Найем – члены фракции БПП. Собственно, только они и вовлечены в этот сюжет. Нелепые "утки" о заступничестве за Насирова со стороны фракции или президента были опровергнуты сразу же после появления.
НАБУ никто не мешает работать. Если защита Насирова их переиграет в суде, винить они смогут только свою криворукость.
- Если в блокаде активничают депутаты фракции "Самопомич", то здесь депутаты БПП с двух сторон играют. Почему они все еще депутаты БПП или зачем Порошенко принимал их в БПП?
- Свечку я, конечно, не держал. Но, думаю, Порошенко тем самым нейтрализовал наиболее продажных и беспринципных "акул пера", которые за олигархический кэш могли принести довольно много вреда. Одним из ключевых игроков на тот момент был Игорь Коломойский. Он не жалел денег для того, чтобы протащить в Верховную Раду "Сильную Украину" Сергея Тигипко и длинный список своих людей, рассованных по разным партиям. А чемпионом по затратам на предвыборную рекламу тогда была "Батькивщина". Оказавшись на проходных местах в БПП, нынешние "антикоррупционеры" лишились возможности сыграть против партии Порошенко. В тот момент это было очень важно.
- Каково ваше отношение к блокаде?
Я не вижу разницы между продажными нардепами. Какая разница, например, между Егором Соболевым из "Самопомочи" и Лещенко из БПП? Это артисты из одного шапито, выступающие в одном и том же амплуа. Просто в данный момент они заняты в разных номерах.
И "антикоррупционеров", и "блокадников" можно подозревать во многом, кроме одного – бескорыстия. Разумеется, "блокада" – заказная акция. Есть несколько рабочих версий, самая очевидная из которых "кремлёвская". На это, в частности, указывает поведение Москвы и Донецка. Для них "блокада" не стала неожиданностью. Удивило скорее поведение Порошенко. Его явно провоцировали на вмешательство, но он, как и в случае с Насировом, лишь обозначил свою позицию и не сделал ничего.
Активисты блокады Донбасса. Фото: facebook.com/shtab.blokady
- Почему?
- Так это ж не сфера его ответственности! Почему он должен вмешиваться? В итоге, миф о "ручном управлении" трещит по швам, а "блокадники", оставленные наедине с теми, кому их действия наносят прямой ущерб, оказались в крайне неловком положении.
Читайте также: В 2014 году российские танки могли доехать до Одессы за три дня, были планы и насчет Киева - Юрий Бирюков
- К чему это приведет?
- Первый результат очевиден - удар по Ринату Ахметову. Возможно, это начало конца его бизнес-империи. Второе: Украина снимает с себя ответственность за предприятия в ОРДЛО и де-факто избавляется от угольной отрасли – "черной дыры" для бюджета страны. О том, какая судьба ожидала бы угольную отрасль без постоянных денежных вливаний, свидетельствует бедственное положение шахтёров на российской части Донбасса – в Ростовской области. В тех немногих шахтах, которые до сих пор не закрылись, зарплату не выплачивают по полгода и дольше. В Гуково и Зверево шахтеры стоят в пикетах, объявляют голодовки – на них никто не обращает внимания. Теперь и украинские шахтёры разделят их участь. Думаю, это будет справедливо.
Парадокс состоит в том, что, подкармливая угольную отрасль, Украина де-факто субсидировала бизнес-империи Ахметова, Таруты и других донецких олигархов, которые в 2014-м году сыграли не последнюю роль в "русской весне".
Конечно, кризис угольной отрасли имеет свою цену. Под ударом оказываются некоторые ТЭЦ и ТЭС. Но отопительный сезон заканчивается, а значит, уголь в прежних объемах уже не нужен. Без угля не могут обходиться металлургические предприятия. Кое-где производство может быть остановлено. Возможны массовые увольнения. Это всё, конечно, плохо. Но на другой чаше весов, напоминаю, деолигархизация и демонтаж угольной отрасли. И от того, и от другого Украина выигрывает уже в среднесрочной перспективе. Причём, ответственность за это будут нести "блокадники" по обе стороны от линии фронта, а не руководство страны.
- Как история с Насировым и блокадой могут повлиять на политическую ситуацию в стране?
- Угроза стабильности в Украине очень преувеличена. Да, Кремль продолжает делать ставку на дестабилизацию. Но те, кто хорошо помнит 2014-й, 2015-й и даже 2016-й год, согласятся с тем, что в 2017-м Украина уже не так уязвима, как раньше.
Продолжение следует...