USAID Проект энергетической безопасности (ПЭБ) приветствует принятие Закона «О предотвращении злоупотреблений на оптовых энергетических рынках» (№3141).
Принятый Верховной Радой 10 июня 2023, он обеспечит правовую базу для повышения прозрачности рынка и позволит Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), ввести эффективный мониторинг рынка, беспристрастное и оперативное расследование нарушений законодательства, выполнения регуляторных решений против рыночных нарушителей. Президент Украины подписал Закон 30 июня и он вступил в силу 2 июля.
Источник: USAID Проект энергетической безопасности (ПЭБ)
Руководитель сектора институциональных и регуляторных вопросов энергетических рынков USAID ПЭБ Александр Голос ответил на основные вопросы относительно REMIT для широкой аудитории.
Законопроект REMIT касается предотвращения злоупотреблений на оптовых энергетических рынках. Повлияет ли это на «розничных» бытовых потребителей, и если да, то каким образом?
После вступления в силу в Украине Регламент ЕС о доброчестности и прозрачности энергетических рынков (REMIT) будет косвенно влиять на рядовых потребителей энергии – домохозяйства и предприятия, которые используют электроэнергию или газ для своих ежедневных потребностей.
Украинские производители электроэнергии и газа, торговцы и поставщики, работающие на оптовых рынках, должны будут действовать иначе, чем они привыкли до REMIT.
Они должны будут своевременно и регулярно информировать обо всех своих операциях и деятельности, и это будет работать на прозрачность рынка, будущее развитие и доброчестность.
При внедрении вместе с системами надзора за рынком REMIT это позволит быстро идентифицировать и устранять любое мошенническое поведение.
Повышение доброчестности и прозрачности оптовых рынков электроэнергии и газа на конкурентных рынках приведет к сравнительно более низким оптовым ценам, не оставляя места для непрозрачного и манипулятивного поведения крупных игроков рынка.
Все эти изменения, связанные с REMIT, позволят устанавливать относительно более низкие цены для конечных потребителей.
Фото: USAID Проект энергетической безопасности
Как будет работать REMIT: кто будет о чем отчитываться?
Согласно REMIT, все крупные производители, торговцы, поставщики и даже потребители электроэнергии и газа объемом более 600 МВт-ч ежегодно будут обязаны отчитываться о проведенных операциях и приказах на торговлю и обнародовать инсайдерскую информацию, связанную с их операциями.
В Европейском Союзе (ЕС) такая отчетность поступает в общеевропейский орган – Агентство по сотрудничеству европейских регуляторов (ACER).
В Украине к моменту вступления в Евросоюз эта отчетность будет поступать в Национальную комиссию, осуществляющую государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
Станет ли отчетность вызовом для участников рынка?
Отчетность не должна представлять проблему для большинства операторов рынка, торговцев, поставщиков и потребителей, поскольку у них есть вся информация, необходимая для отчёта согласно REMIT, и уже отчитываются в несколько учреждений, хотя и на разные темы.
Может потребоваться определенная адаптация и дальнейшее развитие существующих систем отчетности на основе ИТ для выполнения новых обязательств по отчетности.
Участники рынка, для которых такая адаптация будет слишком дорогой или невозможной, смогут свободно использовать системы отчетности других участников рынка, что значительно сократит нагрузку на малых игроков рынка.
Мониторинг торговых сделок выглядит легким. А как можно отслеживать использование инсайдерской информации и сообщать об этом?
Обязательство сообщать об инсайдерской информации напрямую связано с обязанностью обнародовать такую информацию.
Обнародование инсайдерской информации о событиях и случаях в бизнес-среде может напрямую повлиять на поведение других участников рынка, бизнес и операции.
Например, необходимо своевременно обнародовать (публиковать) информацию о плановых или внеплановых ремонтах производственных мощностей, трубопроводов, электросетей и других важных цепей энергоснабжения.
Это позволяет другим игрокам рынка изменять свои ценовые предложения, приказы на продажу и покупку, совершать сделки с альтернативными поставщиками, искать альтернативные решения по энергоснабжению или маршруты доставки.
Обнародование инсайдерской информации позволяет прогнозировать и плавно адаптироваться к рынку, вместо того, чтобы подвергаться влиянию неожиданной и поэтому часто дорогой и манипулятивной среды, которая приносит пользу только «тем, кто лучше знает», пользуясь другими.
На рынке, отвечающем требованиям REMIT, регулятор будет исследовать, должным образом участники энергетического рынка заблаговременно информируют рынок о событиях, важных для игроков рынка, или они прибегают к манипулированию рынком.
Регулятор должен будет налагать штрафные санкции на тех, кто причастен к манипулированию рынком.
Как Вы оцениваете график внедрения REMIT? Речь идет о пару лет или больше?
С одной стороны, создание необходимого вторичного законодательства и систем поддержки мониторинга рынка в рамках REMIT относительно просто и не должно занять более нескольких лет.
Уже есть огромный опыт ACER и других регуляторов в соседних странах со сравнимыми рынками (например, Польши), на котором украинский регулятор может учиться.
Нет нужды изобретать колесо, а нужно лишь воспользоваться богатым опытом и лучшими практиками других.
С другой стороны, манипуляции эволюционируют со временем — как видно в том числе на энергетических рынках ЕС, и регуляторы и их системы также должны развиваться.
Например, в ЕС продолжается и близится к завершению процесс, направленный на принятие так называемого REMIT-2, что также означает, что регулятор в Украине — в сотрудничестве с другими учреждениями, такими как Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку — должен будет его придерживаться, чтобы его не «обегали» слишком изобретательные манипуляторы.
Какова роль USAID Проекта энергетической безопасности (ПЭБ) в развитии REMIT? Считает ли Европейская Комиссия и/или Секретариат Энергетического Сообщества украинский REMIT отвечающим требованиям ЕС?
USAID ПЭБ активно участвовал в разработке законопроекта «О предотвращении злоупотреблений на оптовых энергетических рынках», который был представлен более двух лет назад.
Закон обеспечивает правовую базу для повышения прозрачности рынка и позволяет НКРЭКУ, внедрить эффективный мониторинг рынка, беспристрастное и оперативное расследование нарушений законодательства, выполнение регуляторных решений против рыночных нарушителей.
По мнению экспертов USAID ПЭБ, недавно принятый Закон еще потребует усовершенствования.
Это включает расширение полномочий Регулятора, определение ролей, обязанностей и ответственности участников рынка, лиц, профессионально организующих операции, и других лиц, влияющих на рынок, адаптацию системы штрафных санкций и введение превентивных мер против злоупотреблений на рынке.
USAID ПЭБ уже представил подробные рекомендации Комитета Верховной Рады Украины по вопросам энергетики и коммунальных услуг, НКРЭКУ и Секретариата Энергетического Сообщества, а также предоставил их Европейской Комиссии.
Проект готов и дальше помогать украинским коллегам в эффективной имплементации REMIT в Украине.
Вы работали в польском регуляторе, когда Польша стремилась согласовать свое законодательство с ЕС. Какие были вызовы и есть ли сходство с украинской ситуацией по REMIT?
Когда Польша вступила в ЕС в мае 2004 года, REMIT еще не существовал. REMIT начал внедряться во всех странах ЕС и был принят Европейским Парламентом и Советом только в 2011 году.
И, подобно сегодняшнему украинскому рынку, тогдашние польские энергетические рынки страдали от непрозрачной и манипулятивной среды.
Поэтому Польское управление регулирования энергетики (URE) внесло значительный вклад в разработку положений REMIT и принятие REMIT в ЕС.
Сегодня польские энергетические рынки, несмотря на некоторые недостатки, работают в полном соответствии с REMIT, тогда как URE выполняет свои функции в соответствии с действующим REMIT и работает над трансформациями, связанными с REMIT-2.