«Пережившие ад» («Ті, що пережили пекло») – так называется книга, в которой собраны свидетельства украинцев, переживших пытки в плену пророссийских боевиков на территории Донбасса.
В названии нет и доли преувеличения. Ни в чем не повинные люди попали в руки садистов, испытали на себе изощренные издевательства. Есть свидетельства, что пленники просили добить их, чтобы прекратить муки.
Описанные в книге случаи насилия и жестокости не могут быть расследованы в полной мере. Ведь преступления совершались на территориях, неподконтрольных Украине. Это затрудняло работу, не позволяло включить дополнительные методы проверки.
«Основной целью исследования является документирование фактов серьезных нарушений прав человека, связанных с незаконным лишением свободы в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины, привлечение внимания международной экспертной среды для их дальнейшего расследования и привлечения виновных к ответственности, как в национальных, так и в международных инстанциях», – пишут создатели книги – украинские волонтеры, гражданские активисты.
Было изучено 165 случаев незаконного лишения свободы на оккупированной боевиками частях Луганской и Донецкой областей.
Книга содержит информацию о местах несвободы в зоне АТО; обстоятельствах задержания украинских граждан; «персонале» тюрьм сепаратистов; условиях содержания пленных; пытках и жестоком обращении с задержанными.
ONLINE.UA публикует свидетельства побывавших в плену у боевиков.
МЕСТА НЕСВОБОДЫ В ЗОНЕ АТО. «Было темно, душно, 16 человек на 9 квадратных метров, спали на картонных коробках в подвале»
На неподконтрольной украинскому правительству территории Донецкой и Луганской областей существовала сеть неофициальных мест несвободы (зафиксировано 79 «тюрьм» сепаратистов).
Украинские военные, бойцы добровольческих батальонов, мирные жители свидетельствуют, что пребывание в незаконных местах заключения сопровождались издевательствами, избиениями, физическими и моральными пытками.
Здание Луганской ОГА, где содержались украинские пленные
Для содержания заключенных использовались здания бывшего СБУ, МВД, областной государственной администрации, горисполкомы, военкоматы. Пленников держали, как в специальных камерах, так и в непредназначенных для содержания пленников местах (подвалы, холодильники, складские помещения, канализационные колодцы, клетки). 49% задержанных содержались в подвалах.
Вот как пленники описывают свои камеры:
«Северодонецк, ул. Вилесова, 1, подвал ГИАПа. Трансформаторная, бетонное помещение. Было темно, душно, 16 человек на 9 квадратных метров, спали на картонных коробках в подвале» (С-69).
«Луганск. Потом кинули в гараж. Гараж был капитальный. Там была смотровая яма, в ней стояло ведро, куда мы ходили в туалет. В углу лежал лист ДСП, и было два армейских одеяла, и все, больше там ничего не было. Там бетон был, и мы спали на этих армейских одеялах. Дышалось там очень плохо. Был сильный запах от туалетного ведра. Двери просто так никто вообще не открывал. Проветривалось помещение только два-три раза за все время, и то по нашей просьбе. В гараже просидели три недели» (С-23).
«Гараж на территории комендатуры г. Стаханова по ул. 395 Шахтерской дивизии, 48. Обычный гараж для автомобилей с ямой, точную площадь сказать не могу, приблизительно шесть на четыре метра. Стены – шлакоблок. Пол – бетон. Нас там содержалось порядка 15 человек» (С-54).
Авторы книги делают вывод: «В большей части такие места не является приспособленными даже для краткосрочного содержания людей, они не соответствуют минимальным стандартам содержания (подвальные помещения, канализационные колодцы, автомобильные боксы.). Соответственно, сам факт пребывания человека в таких условиях является жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращением в соответствии со стандартами Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практики Европейского суда по прав человека».
ОБСТОЯТЕЛЬСТВА И ПРОЦЕСС ЗАДЕРЖАНИЯ. «Избивал боевик с позывным «Рысь». Он бил битой, когда вытаскивал меня из машины».
Исследовано 87 (52,7%) задержаний гражданских лиц и 78 (47,3%) случаев захвата в плен военнослужащих ВСУ и бойцов добровольческих батальонов, участвовавших в боевых столкновениях.
Вот что вспоминают пленники из числа мирного населения:
«... Мне позвонили неизвестные люди, разговаривали на украинском языке, представились так, что они из Новопскова, переехали линию фронта и им нужна помощь, а еще им нужно срочно встретиться. Договорились встретиться в центре города ... Как только я вышел на встречу с мужчиной и приблизился к нему, он сразу наставил пистолет мне в живот, другой подбежал, заложил автомат под ребро и вдвоем бросили меня в машину» (С-65).
Задержание часто сопровождалось избиениями и угрозами применить оружие:
«И пока грабили – били, между делом, каждый подойдет: – «Дай я ему ногу прострелю, дай я ему уши отрежу». Били по голове, чтобы не смотрел лежа на полу, по ногам. Били ногами, руками» (С-106).
«… Замахивались дубиной перед лицом, били по спине, как палкой, так и прикладом автомата, вся спина была баклажанного цвета, … были и переломы ребер. Ножом крутили перед лицом, шеей, порезали штаны…» (С-117).
«Меня очень сильно избили. Избивал боевик с позывным «Рысь». Он бил битой, когда вытаскивал меня из машины. Держал за волосы и дергал. Бил битой по ноге и ребрах. Потом, связав руки за спиной, кинул на траву вместе с остальными. Потом все били ногами по ребрам. При задержании были связаны руки за спиной проволокой, затем, когда перевозили из исполкома в горотдел (к российским военным), также были связаны руки проволокой» (С-49).
В ряде случаев пророссийские боевики во время задержания применяли электрошокер:
«Меня душили пакетами. Потом передергивали затвор, пистолет приставляли ко лбу, … рядом выстрелил с ухом, … электрошокер применялся неоднократно. Потом надели наручники, то есть капроновую ленту с защелкой» (С-93).
«Задерживали военнослужащие Российской Федерации. Приехавший офицер предъявил документы».
Военные и бойцы добровольческих батальонов свидетельствуют, что в 65 (83,3%) исследуемых случаях захват в плен происходил после боевых столкновений с вооруженными силами Российской Федерации.
«Задерживали военнослужащие Российской Федерации. Приехавший офицер предъявил документы. В документах написано: центральный округ города Москвы, полковник «СОБР» из спец. отряда быстрого реагирования. Полковник Грек или Греков, я не помню точно фамилию. Его «Греком» называли. С ним были солдаты» (С-18).
«Представители вооруженных сил Российской Федерации, … при разговоре они не скрывали своих званий, названия части и откуда они, а конкретно назвали офицером российской армии - позывной «Лиса», командиром роты десантно-штурмовой бригады Псковской воздушно-десантной дивизии, Российская Федерация. Техники было много, БМП, БТР, танки. Они окружили нашу колонну» (С-50).
«… Офицер российской армии, позывной «Лиса», командир роты десантно-штурмовой бригады Псковской воздушно-десантной дивизии, Российская Федерация, который постоянно с кем-то по телефону согласовывал действия относительно нашего задержания» (С-50).
«Лично террорист Захарченко молотком сломал указательный палец на правой руке».
Материалы исследования указывают на особую жестокость и чрезмерное применение силы (физические издевательства, причинение увечий, унижения и т.п.) к военнослужащим ВСУ и бойцам добровольческих батальонов при захватах их в плен. Жестокое обращение при задержании применялось в 68 (87,2%) случаях.
«Лица, которые нас задержали, видели, что мой товарищ ранен, потому что у него была шина на ноге - специфическая, чтобы обездвижить ногу. ДНР-овцы видели, что человек ранен ... - они моего товарища выбросили из машины и начали еще прыгать на его ноге. После того, как нас вытащили из машины, начали наносить удары и руками, и ногами. ... Били прикладами ... » (С-87).
«… Били ногами по туловищу, руками, прикладами от автоматов по голове … пытались отрубить топором пальцы на ноге, сдавливали плоскогубцами пальцы на руках» (С-23).
Александр Захарченко – лидер самопровозглашенной «ДНР»
Есть свидетельства, что в пытках захваченных в плен бойцов ВСУ принимал участие лично глава «ДНР» Александр Захарченко.
«... Били, нанесли повреждения электрическим током и другими способами. ... Лично террорист Захарченко молотком сломал указательный палец на правой руке. ... На левой руке остались шрамы в виде буквы «А» и другие шрамы, когда резали руку, пытаясь вырезать имя Асван» (С-125).
«Давили плоскогубцами пальцы на руках, резали ножом спину. Умышленно проткнули ногу ножом, сильно истек кровью. Также били в разные части тела шокером. На ноге остался шрам, в качестве доказательства есть видео» (С-49).
Свидетеля С-49 после пыток заставили дать интервью российскому телеканалу ( обращаем ваше внимание, видео не рекомендуется смотреть лицам, не достигшим 18-летнего возраста и людям со слабой психикой):
Пленников, в том числе раненных, продолжительное время держали связанными, с завязанными глазами, перевозили к месту дальнейшего содержания в нечеловеческих условиях транспортными средствами, не предусмотренными для перевозки людей. Кроме того, пленных конвоировали пешком на значительные расстояния.
«Перевозили в грузовом автомобиле, не пригодном для перевозки людей, в кузове. У всех ребят были завязаны глаза, сначала несколько часов были завязаны запястья, но мы начали жаловаться, что теряем чувствительность пальцев, тогда связки были ослаблены »(С-27).
«... После задержания были размещены в подвале церкви (в поле) недалеко (метров 50) от места задержания, на следующий день вели пешком, затем перевозили в КАМАЗе, путем выезда на территорию РФ, а затем снова на территорию Украины - в Снежное. Видели границу через прорезанный тент автомобиля» (С-72).
Продолжение следует...
"Ті, що пережили пекло" - мониторинговый отчет Коалиции общественных организаций и инициатив "Справедливость ради мира на Донбассе". Книгу "в формате pdf можно скачать здесь.
Материал подготовил Ярослав Гребенюк
Кроме того, читайте также: После пыток спина у меня была цвета флага ДНР — волонтер о захвате Донбасса.