Категория
Украина
Дата публикации

Впечатываем себя в историю Украины. О решении мобилизоваться рассказывает архитектор и командир группы "Баракуда" Слава Балбек

Источник:  online.ua
Слава Балбек

Слава Балбек — движущая сила украинской архитектуры. Он основатель мастерской balbek bureau и визионер многих инициатив. Во время полномасштабной войны его приоритетом стала помощь войску во главе добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда". Они позиционируют себя как "украинские добровольческие авиалинии" и выполняют задачи по разным направлениям.

Недавно Слава Балбек принял решение о мобилизации, подал документы и ожидает заключения контракта с ВСУ.

В чем его мотивация вступить в армию, как на его решение отреагировала жена, о “курортных романах” группы аэроразведки “Баракуда” и как не потерять свою первую “Валькирию” он рассказал online.ua.

Не принадлежать себе — самый большой страх

На первых выездах мы просто предлагали свою помощь подразделениям ВСУ на линии столкновения.

Говорили им: “Мы — свободные художники, у нас есть "Валькирия" , можем летать, и утром вам с кофе приносить флешку с разведданными”.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Кто-то отвечал: "Сначала мобилизация, потом поговорим", но другие говорили: "О, а что так можно было?" Мы вам не платим, а вы еще сами себе закрываете все потребности”. Так мы начали собирать разведданные. В процессе нашли много друзей и получили приглашение для всей группы официально работать.

Я подал документы на контракт. В любой момент скажут: "Приезжай, я принимаю присягу, и погнали".

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Я решил официально быть в армии, когда уперся в предел наших возможностей из-за того, что доброволец. Есть средства, которые не могу купить, потому что официально не военный.

Добровольцы знают, что со снарядами проблем нет только когда пересекаешь линию, там ты свой. А когда в тылу пытаешься купить необходимое или пройти обучение — все хотят запрос от воинской части. Нет запроса — до свидания.

Для меня сложнее всего было понять, что я сейчас подписываю контракт, и буду работать на других людей. Последние 15 лет я работал только сам на себя.

Не принадлежать себе — это мой самый большой страх. Я могу и хочу больше, но без официального оформления я буду стоять на месте.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Сказал ребятам: "Мобилизуюсь, кто со мной?", несколько побратимов тоже приняли такое решение. Иду на этот риск ради доступа к определенным ресурсам, финансам и средствам.

Я мечтаю изменить систему изнутри, но для этого нужно быть в ней.

Еще одна из причин, почему я решил мобилизоваться — обостренное чувство справедливости. У меня есть возможность приезжать на неделю-две в тыл, чтобы работать. Для меня это не честное отношение к ребятам, которые месяцами на передовой. Я хочу быть с ними. Быть человеком, то есть честным, ответственным, адекватным, где-то героическим и справедливым.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Первая боевая миссия группы "Баракуда"

Весело то, что первую "Валькирию" мы взяли взаймы. Я прошел обучение и сказал друзьям, что есть желание поработать на "птичке", но нет денег, чтобы купить. Сейчас об этом рефлексируем, и я вижу, как оно происходило. Мы не трекали погоду, не смотрели, куда дует ветер. Просто хотели запустить "борт", чтобы совершить первую боевую миссию.

Он долетел через 15 минут, вернулся и просто завис, как вкопанный. Понимали, что "Валькирия" не дойдет назад, а она стоит 300 тысяч. Спросили у службы поддержки, что делать. Они говорят: "Давайте полный газ, но сядет батарейка, и она упадет".

Мы полтора часа возвращали "борт" на нашу территорию. Это было еще под Купянском.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Пролетая над селами, контактировали с военными: "А это село наше, можем падать?" Нас отнесло в поле на 30 километров.

Мы не знали, была ли эта территория заминирована. Подошли туда и двигались вперед шаг за шагом. Это было очень страшно.

Все, что может произойти плохого в аэроразведке, произошло в наш первый вылет. Мы нашли “птичку” и расшифровали данные. Там было под 12 разных позиций.

По нашим разведданным ребята ночью ликвидировали четыре вражеских танчика и два БТР. И мы такие: “Вау! А что, так можно было?”

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Мы показали хорошую статистику, тогда нам просто купили борт. И с этого началась наша ежемесячная работа. Мы назвали группу “Курортный роман”. И в первый день нового месяца у нас начинался новый “курортный роман” — май, июнь, июль, август.

Год назад мы за 10 дней совершали один вылет, а теперь за 20 дней совершаем 52 вылета.

Слава Балбек интервью
Группа "Аэрокомпания Восток" (фото: instagram.com/balbekus)

Жена и выбор воевать

Я не получил от жены негатив, когда сказал, что решил мобилизоваться, но и не получил позитива. У нас — молчаливое согласие. Я сказал, что принял решение, на которое она, к сожалению, не может влиять.

Слава Балбек интервью
Слава и Елена Балбек (фото: instagram.com/balbekus)

Есть много семей, где супруга запретила воевать. Это тоже нужно уважать.

Обычно мы принимаем решение совместно, но здесь я сам сделал выбор. Мы вместе 18 лет — это уже, как один организм. И тут одна половинка говорит, что приняла решение. Наверное, она мне помогает молчаливой поддержкой. Не было скандала. Такое молчаливое согласие.

Что такое ласковая мобилизация

Сейчас огромная проблема с кадрами во всех бригадах, ведь люди получают ранения, погибают, а тем, кто остался — им нужна передышка. И для того чтобы не стал весь процесс, должна быть замена на фронте. Эта потребность не уменьшается, а только увеличивается.

С одной стороны люди, уставшие слышать о войне, а с другой — люди, уставшие от ежедневной работы на войне.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Просыпаешься в три ночи, позавтракал, уехал, разложился, отработал, вернулся, поспал. Это реальность, которую нужно доносить до общества. Людям, воюющим последние два года, трудно понять своих гражданских друзей. У них разные ценности и восприятие реальности.

Добровольческий "движ" — это ласковая мобилизация, когда хочется, и колется.

В добровольческом формировании тебе говорят: “Попробуем с тобой поработать. Поезжай на открытую тренировку, посмотри, как это работает. Не страшно?” Если не страшно, тогда еще съездим в прифронтовый городок, потом на первый выезд.

Слава Балбек интервью
Группа "Аэрокомпания Восток" (фото: instagram.com/balbekus)

Мы смотрим за тем, как люди себя ведут. Приходит 30 человек, а остаются 10. Однако это хороший процент для добровольцев.

Ибо есть Рембо, которые в тылу говорят: "Вперед, вперед", а после первого обстрела: "Ой, живот схватило, горло, — я домой".

Война затягивает, как и архитектура

Я почувствовал на войне, что все равны. У военных разный бэкграунд, но чувствуется единство и общая цель. На войне люди обнуляют все свои скилы и начинают их копить, опираясь на предыдущий опыт.

Летом 2022 года принял решение, что пойду добровольцем. С тех пор будто что-то "щелкнуло". Я полностью переключился на войну.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Недавно провел 10 дней на ротации, а ребята остались на 20. Поэтому какую-то часть просто был на коммуникации с подразделением. Мы работали параллельно двумя комплексами. Я сидел в кафе и координировал три-четыре ударных группы. Понимал, что пацанам нужна помощь.

Мне военные должны были отписать, когда они выехали на позиции, разложились, работают, вылетели, залетели, сели и вернулись. Я все фиксировал.

Оно вытесняло мои гражданские интересы и процессы. Такая штабная роль — это такое привлечение "на полшишки". Ты будто не едешь на задание, но будто там присутствуешь.

Военное дело похоже на бизнес. Единственное, что речь идет не о доходе или банкротстве, а о жизни или смерти. Война также затягивает, как архитектура. Теперь военное дело моя жизнь.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Однако в последний раз мне защемило седалищный нерв, и я два месяца лежа, потом сидя, находился на позициях. Меня привозили, ставили броник, оружие, и я так управлял процессом. Понял, что это была подсказка: “Слава, успокойся! Выдохни, подумай о своей жизни, может что-то делаешь слишком быстро”.

Меня мотивирует как спортсмена то, что у нас что-то получается, а что-то нет. Я готовлюсь к длинной дистанции — это единственное, что спасает мою менталку.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Самые распространенные мифы о войне

Люди думают, что в армии нужны только боевые должности. Вроде бы все выглядит так — «ТЦК, посадка, смерть». Мы каждую неделю садимся с ребятами и брейнштормим, какие роли нужны в нашем подразделении, чтобы быть самодостаточными.

Штабных ролей набирается больше, чем боевых — логистика, медийка, завсклад, обеспечение, водитель, повар, человек, который принимает после выездов и будет на связи. Эти роли тоже есть в ВСУ. Только человек должен проявить себя и предложить.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Мой бывший работник-архитектор пришел в часть со словами: "Я хочу убивать русских". Ему сказали: "А что ты умеешь?". Он ответил, что может все и убивать, и трак водить.

Его отправили ездить за снарядами из Киева в Варшаву. Он просил дать оружие, но стал водителем. Это тоже роль, без которой не будет все остальное работать. Ты часть большого механизма, который сейчас действует так, как умеет. Пока расслабьтесь и получайте удовольствие от процесса. Или берите "белый билет" (шутит, - ред.).

Мы сейчас перестраиваем армию на европейский формат, но это не произойдет через год. Надо мыслить не месяцами, а годами, тогда что-нибудь будет меняться.

Также я слышал от людей: "Я недостаточно хорош для войны", "Я не рожден для этого". Люди, которые сейчас "движуют", тоже не рождены для войны. Они были программистами, дизайнерами, художниками — кем угодно, но не военными.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Если держишь экономический фронт, то можешь держать этот фронт, но уже для войска. Надо один раз для себя найти эту мотивацию. Переключиться и принять решение. Пусть на год, два, три или пять — это пустяк в рамках того, что мы сейчас впечатываем себя в историю Украины.

Вот мы с другом пробежали марафон из села Нью-Йорк Донецкой области в Константиновку. Таким образом, собрали полтора миллиона для наших друзей — подразделения "Асгард".

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Мы бежали марафон и прохожие думали, что нас так наказывает комбат, рядом сопровождала машина с военным. В Константиновке нас спрашивали: "За что вас так?".

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

На следующий день рождения нужно проплыть какую-нибудь супер дистанцию. Ну это же прикольно. Почему нет? Готовлюсь переплыть Тису (шутит, — ред) .

Еще есть люди, которые думают, что уже поздно учиться, или категория людей, у которых "тренировочный синдром".

Мы между собой называем тех, кто давно готовится к войне, “тактикульный мальчик из качалки”, который забыл, зачем тренируется.

Не надо ждать, что тебя куда-нибудь позовут. Строй свое место и направление. Теперь в Украине есть 200 компаний, обучающих летать на FPV дронах. Сейчас новый тренд — это FPV самолеты. Учите тему автонаведения, исследуйте и учитесь.

Мой друг написал в 10 разных мировых компаний, занимающихся связью. Ему ответили только две, одна из них разработала супер антенну, которую приняли на уровне Залужного, но попросила не разглашать сотрудничество.

Абсурдные решения по восстановлению Украины

Я раз в полгода выезжаю как спикер или участник конференций за границу, ведь пока мой 15-летний опыт в сфере архитектуры более ценен. На фронте я только учусь, а там уже чего-то достиг.

Слава Балбек интервью
Выступление Славы Балбека на TED@BCG в Париже (фото: instagram.com/balbekus)

У западных партнеров нет реальной картины ситуации в Украине. Я был на конференции по восстановлению Украины, там выступал доктор архитектуры, который привел примеры, как сделать города устойчивыми к войне. Да, говорилось не о том, чтобы войны совсем не было, а о том, как сделать города устойчивыми к войне.

Он говорит: “У меня огромный опыт вооруженных конфликтов. Сейчас вам дам три совета. Первый — не строим дома возле военной инфраструктуры”. Ему отвечают, что точность поражения плюс-минус километр. А также целями выступают не только военные объекты, но и гражданская инфраструктура.

И тогда он продолжает: "Я просчитал, если строить города низкими, а не высокими, то ракеты будут пролетать". Я сижу, и думаю, серьезно ли он.

Тот далее объясняет: "Высокие дома — это большая зона поражения, маленькие — маленькая". Ему говорят, если скопления домов поближе, то их проще накрыть куполом защиты. Если раскидистые города, то их труднее обезопасить.

Третий совет от него: “Я исследовал по фотографиям, что наибольшее разрушение происходит через стекло, которое бьется, и падающие стены. У меня есть предложение вокруг дома построить бетонный периметр на отступе, тогда стекло не бьется, но не будет окон и дверей”.

И это реальный доклад. Я сейчас не шучу. Мы все сидели холодные. Но реальность и понимание проблемы, к сожалению, таково.

Когда закончится война

До полномасштабного вторжения я являлся просто наблюдателем.

Теперь думаю: "Что мы делали эти 8 лет?" И не могу найти ответа на вопрос, что я делал все это время.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

Обычно осознание приходит только после какого-то события, а не до него. В 2014 году я купил оружие, прошел курс и научился стрелять. Помогал точечно нашим ребятам.

Я даже не могу назвать это нормальной включенностью. Я кенселил всех друзей из РФ и все. Выходит, что тогда не так сильно "петух клюнул", а сейчас война касается всех.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Героем может быть человек, полгода находящийся на передней линии, и о нем никто не знает. Он ничего героически не сделал, но там позиция, на которой никто не захочет находиться даже полдня. А есть "герои", которые в штабе приняли решение и получили наградняк.

Есть шалопаи, которым важно показать фото в экипировке, чтобы набрать лайков. А кто-то работает и не хочет, чтобы о нем знали. Они тихо делают свою работу. Есть медийные люди, которые привлекают внимание к войне.

Я просто делюсь тем, что происходит в моей жизни. У меня нет миссии рассказать всем, как на фронте плохо или хорошо, где зрада происходит, а где нет.

После 2014 года была вспышка проактивных людей. Пока этот маятник уже не остановить. Даже если не будет средств, оно будет работать. К сожалению, наше общество действует как единый организм только когда происходит какая-то жопа.

Я раньше эмоционально реагировал на трагические события. Теперь чувства притупились. Я уже не думаю: "Сука, как возьму автомат", а наоборот — планка эмоциональности упала. Размышляю, как сделать лучше, чтобы было быстрее и эффективнее, а не так, что рву рубашку и вперед.

Слава Балбек интервью
Фото: instagram.com/balbekus

Я буду воевать, пока у меня будут силы

Я хочу, чтобы украинцы поверили в себя и слушали себя. Если рассчитывать каждый раз, что кто-то сделает за нас или передаст оружие, так далеко не уедешь. Забудьте о поддержке, помощи и рассчитывайте на себя.

Вопрос не просто дать сдачи и наказать врага, а уничтожить его. Если у тебя есть желание и как говорят "стояк", то можешь заниматься военным делом где угодно и когда-либо.

Раньше мы ждали супер средства, пса Патрона. И вот результат последних двух лет показал, что ждать не нужно.

Пока нужно все делать ради войска. Совершенно все. Отдавать последние гривни на донат, потом будем с этим разбираться.

Слава Балбек

Слава Балбек

Командир добровольческого подразделения аэроразведки "Баракуда"

У меня чувство, что активная фаза войны закончится в 2025 году, потом будет пассивная. Однако назад мы уже не уедем. Я буду воевать, пока у меня будут силы, а их хватит еще на многие годы.

Оставаясь на онлайне вы даете согласие на использование файлов cookies, которые помогают нам сделать ваше пребывание здесь более удобным.

Based on your browser and language settings, you might prefer the English version of our website. Would you like to switch?