О том, что значат для Украины памятные даты в контексте войны с Россией, политическом контексте победы Джамалы на Евровидении, кремлевском победобесии и главном отличии РФ от Европы в интервью ONLINE.UA рассказал украинский публицист и философ Сергей Дацюк.
- С чем связано небывалое внимание по всей Украине к Дню памяти жертв депортации крымских татар?
- Актуализация темы депортации крымских татар вызвана тем, что накануне этой даты Джамала выиграла Евровидение. Поэтому в этом смысле историческая память о депортации крымских татар была актуализирована. Для Украины это имеет и политический контекст.
- Как выглядит украинская политика в сфере исторической памяти?
- Украинская политика исторической памяти сегодня стала следствием украинско-российской войны. Например, годовщину депортации крымских татар на всеукраинском уровне так раньше не отмечали. Эта часть памяти была актуализирована под влиянием войны. В то же время она используется в дискурсе информационной войны и, в этом смысле, здесь тоже существует клеймо пропаганды. Мы, попрошу не забывать, страна, которая де-факто воюет с РФ. Историческая память о депортации в этом контексте - элемент войны.
Сергей Дацюк. Фото: Хвиля
- Как можно сравнить политику исторической памяти Евросоюза и РФ?
- Разница поразительная. Во-первых, Европа вспоминает все события, положительные и отрицательные, в контексте примирения. Негатив не забывают, но в контексте общего опыта потерь. Это то, что для европейской идентичности предложил Юрген Хабермас (немецкий философ и социолог, — ONLINE UA). Второе: в России выгодные вещи вспоминают, а невыгодные - нет. Например, моя жена Ольга Михайлова писала о том, что парады и демонстрации - это выделение и акцентуация на определенных вещах. Это признаки гиперидентичности. Нации, которые строят гиперидентичность, прибегают к парадам, чтобы подчеркнуть свое превосходство над другими. В этом случае политика исторической памяти искривляется, становится неадекватной.
- А в чем разница?
- Например, 9 мая. Сейчас в России его отмечают уже даже не так, как в советское время. Тогда главными праздниками были революционные даты. 9 мая - продолжение майских выходных. Сейчас в российском варианте Дня победы акцент делается на нацию-победителя. Это не несет идею примирения в Европу. Россия пытается приватизировать победу в войне, отодвинуть даже страны, которые участвовали во Второй мировой. Это отличает РФ от ЕС.
- Иногда можно услышать сравнение демонтажа памятников Ленину в Украине с тем, что делает ИГИЛ в Сирии и Ираке, разрушая исторические памятники и произведения искусства. Насколько оправдано такое сравнение?
- Это несопоставимо. Памятники Ленину нельзя называть произведениями искусства. Из всех памятников Ленину на весь (бывший, - ONLINE.UA) СССР на произведение искусства могут претендовать считанные единицы. Это был пропагандистский символ, который нужно убрать. Ленин у нас находится в негативном контексте. Это не значит, что мы забываем о таком человеке. Нет. Просто мы знаем, что Ленин продолжил имперскую политику в отношении Украины. В этом смысле массовые памятники такому человеку неуместны на территории Украины. Не думаю, что стоит уничтожать абсолютно все памятники, но такое большое их количество, как осталось после СССР, нам не нужно.
- Какую модель общей идентичности строит Евросоюз? Можем мы в нее вписаться?
- Европейцы строят свою идентичность на исторической памяти, что важно и нужно, но им явно не хватает общего представления о будущем. Не хватает футурологической части идентичности. Это вызов и для нас.