ONLINE.UA продолжает публиковать беседу журналиста Ярослава Гребенюка с путешественником и блогером Евгением Ихельзоном, основателем проекта "Я люблю Азию".
Ранее путешественник рассказал об изменениях, которые он заметил, вернувшись в Киев, и о своем проекте "Я люблю Азию".
В продолжении интервью - мысли Ихельзона о стереотипах, которые довлеют над странами Азии, и о самых его больших потрясениях от посещения Китая.
- И еще о стереотипах. У нас люди верят, что Сингапур – великая процветающая страна, что можно построить такую страну, как Сингапур, если просто выполнять какие-то механические действия…
- Это кто в такое верит?
- А все наши деятели-реформаторы, которые читают Ли Куан Ю. Это началось, когда Порошенко посоветовал трех своих друзей посадить, да и Азаров еще цитировал Ли Куан Ю (первый премьер-министр независимого Сингапура; президент Украины Петр Порошенко цитировал его слова при назначении генпрокурора Украины Виталия Яремы в 2014 году: «Начните с того, что посадите трёх своих друзей. Вы точно знаете, за что, и они знают, за что», - ONLINE.UA).
А нужно понимать, что в 1965 году, когда Сингапур получил независимость, в стране ВВП на душу населения был в три раза выше, чем в СССР. То есть, к тому времени, когда началось «великое экономическое чудо», они уже нормально жили, это не были задворки планеты, как наши люди думают. Нет, задворки планеты – это здесь, у нас, между Европой и Россией, непонятно что.
Сингапур
Во-вторых, Сингапур - это диктатура. Хотите копировать Сингапур – страну, где казнят за наркотики, применяют телесные наказания за небольшие правонарушения? Мы готовы вообще к подобному?
Нужно во всем разбираться глубоко. Или возьмем стереотипы относительно Китая: Китай – держава, опасная для окружающих стран; Китай - страна с бедным населением, где работают за чашку риса. И был стереотип, что Китай неинтересен с точки зрения туризма. Но последний стереотип Китай сам разбивает, сами себя прекрасно рекламируют - Китай великолепен с точки зрения ландшафтов, природы, архитектуры.
Я не верю, что Китай несет угрозу соседям, для страны актуальным является сепаратизм, и много сил уходит, чтобы удержать Уйгурию, Тибет. Внутренняя Монголия, Уйгурия, Тибет - это ключевые территории, форпост безопасности от России, Индии. Эта безопасность, в том числе, обеспечивает Китаю высокий экономический рост.
Читайте также: В ДНР считают, что если соврут ради империи, им воздастся — Евгений Ихельзон
Есть еще стереотип, что Китай хочет Сибирь захватить. Но при нашей жизни этого точно не произойдет, Китай гораздо сильнее интересуется экспансией в южные страны – Лаос, Камбоджу, Вьетнам, Мьянму. Там лояльное, работящее население, там такие ресурсы, как лес, полезные ископаемые.
Или вот стереотип, что в Китае плохие и дешевые товары. Да, Китай производит эти товары для стран «третьего мира», но, например, в крупных городах население подобную одежду не носит, эти устройства не использует.
Как пример – экспансия китайских смартфонов Vivo, Орро, Meizu. Или Xiaomi – совершенно блестящая компания, которая захватила сразу хороший кусок рынка. Эти четыре бренда покорили всю Азию качественными недорогими смартфонами. Китайские товары хорошего качества уже есть и у нас. Скоро появятся массово, и, думаю, отберут у Samsung огромный кусок рынка.
- Судя по тому, что ты постоянно говоришь о Китае, это страна, которую вы недавно разрабатываете. Что там тебя больше всего потрясло?
- Скоростные железные дороги. Я серьезно говорю – только ради знакомства с ними стоит поехать в Китай. В позапрошлом году мы ехали из Гуанжоу в Гуйлинь одиннадцать часов. Сейчас этот путь занимает два часа сорок минут.
Эти дороги очень быстро строятся, еще два-три года - и они покроют всю страну. Построили из Пекина в Харбин, затем из Харбина в Далянь – а это уже под российской границей. И опровергнут еще один стереотип: что в Сибири из-за плохого климата невозможно строить, поэтому Россия ничего в Сибири не строит. Все это вранье, китайцы прекрасно строят в Сибири и в Тибете. При наличии технологии, головы и усердия можно сделать железную дорогу на высоте 5000 метров. Эта дорога существует, и наши группы «Я люблю Азию» каждый год по ней ездят.
Китайские скоростные поезда на вокзале. Фото: novate.ru
«Ноу хау» заключается в том, что все производство находится в Китае. В мире никто в таком масштабе дороги не строит. Вот что делают у нас или в Польше - просто выпрямляют некоторые участки и меняют полотно, чтобы ускорить поезда. А в Китае старая железнодорожная сеть существует параллельно с новой. Поезд разгоняется до большой скорости потому, что дорога не поворачивает, поэтому эти дороги абсолютно прямые. Где река – они строят мост, где гора – они строят туннель, где неровность - строят эстакаду. Эстакады очень интересные, железнодорожная магистраль сотнями километров тянется на уровне второго-третьего этажей.
И если посмотреть на карте на дорогу «Гуанжоу – Гуйлинь», видно, что она абсолютно прямая. А рядом плетется старая, она объезжает горы, направляется к мостам и так далее.
И, кстати, из-за новых дорог цены на внутренние перелеты подешевели, они приблизились к железнодорожным. Иногда получается, что удобнее добираться поездом. Вот такая уже арифметика действует. От Сианя до Чанша – 1000 километров. Проезд проходит за пять часов. Самолет – за полтора часа. Но плюс ты должен приехать в аэропорт на окраине, зачекиниться, сдать багаж, пройти досмотр, прилететь, дождаться багажа – получается, что поездом проще доехать, куда тебе надо. И такой билет стоит 90 долларов.
Местами поезд разгоняется до 350 километров в час. А ты едешь по совершенно потрясающим местам: аграрные районы, люди пашут на черных буйволах. И вот ты видишь много этих буйволов, а буйволу тоже интересно – он всего несколько секунд видит, как пролетает поезд!
Окончание следует…
Беседовал Ярослав ГРЕБЕНЮК