Президентская кампания в США привлекает внимание всего мира. Представители украинской политической элиты не являются исключением, хотя их поведение зачастую вписывается в известную пословицу «Кузнец лошадь кует, а лягушка лапу подставляет».
Выборы лидера самого мощного государства в мире, позиционирующего себя в качестве главного носителя демократических ценностей на планете, неизменно привлекают к себе внимание. 2016 год не является исключением, к тому же противостояние представителей Демократической и Республиканской партий имеет особый подтекст. Демократ Барак Обама завершает вторую президентскую каденцию с имиджем миротворца (полученная им Нобелевская премия мира – тому подтверждение), сменить его в Белом доме может Хиллари Клинтон. Она уже была первой леди США в 1992-2000 годах, после этого была сенатором и государственным секретарем. Стремление не только стать первой женщиной-президентом США, но и провести рокировку «из первой леди – в президенты» мотивирует кандидата демократов вне всяких сомнений.
Главный соперник госпожи Клинтон – Дональд Трамп, ставший кандидатом от Республиканской партии вопреки воле партийного истеблишмента и умело играющий роль enfant terrible американской политики. Миллиардер и скандалист засыпает своих потенциальных избирателей противоречивыми и популистскими заявлениями, обещая возродить величие Америки и решить множество текущих проблем. Трамп и его команда во многом напоминают инициаторов Brexit: они также делают ставку на жителей глубинки, при этом мало стесняясь использовать противоречивые призывы и резонансные слова.
Присутствие в штабе Трампа политического консультанта Пола Манафорта будоражит умы украинских политиков и экспертной среды. Существует устойчивое мнение, что именно Манафорт вложил в уши кандидата-республиканца пророссийские лозунги или является «троянским конем» спецслужб РФ. Подобные предположения рассчитаны на тех, кто не имеет ни малейшего представления о специфике работы заокеанской предвыборной машины. Иными словами, украинские политические реалии экстраполируются на соревнование Клинтон и Трампа. На деле одному, даже искушенному, политическому консультанту непросто внедрить свои идеи в голову человека, тратящего миллионы долларов (собственных и пожертвованных) на борьбу за президентское кресло.
На этот раз избирательную кампанию в США сопровождает технократический скандал: взлом серверов Демократической партии и публикация переписки партийного аппарата приписываются российским спецслужбам. Доказать это в ближайшее время вряд ли получится, но если такое несанкционированное изъятие информации имело место, то это серьезный вызов для всей американской демократии. Боюсь, что куда больший, чем российское военное вмешательство в Украине.
Хочу охладить горячие головы: Украина не является ключевой темой избирательной кампании в США. События на Донбассе и аннексия Крыма – только одна из десятков тем, вокруг которых будут дискутировать кандидаты. У нас хорошо заметили, что из программы Трампа было убрано обещание предоставить летальное оружие Украине в случае его победы, но упустили тот факт, что Хиллари Клинтон в своей речи на съезде демократов в Филадельфии и вовсе не упоминала нашу страну.
Причины этого просты: в Соединенных Штатах рассматривают Украину скорее в качестве инструмента противостояния с Россией, а не как отдельный аспект своей внешней политики. Мы для них - этакий соломенный бычок, в котором застряла лапа агрессивного русского медведя. Огорчу многих, но на протяжении почти всех лет украинской независимости из-за океана на нашу страну смотрели во многом сквозь призму российских интересов. Стратегическое партнерство между Украиной и США – красивая оболочка, наполненная сегодня правительственными финансовыми гарантиями, позволяющими поддерживать украинскую экономику на плаву. Штаты поставляют военное оборудование, но не собирались предоставлять Украине летальное вооружение даже оборонительного характера. О поставках наступательного оружия речь может идти только в фантазиях.
Что в этой ситуации остается делать Украине? Во-первых, уже сейчас, не дожидаясь развязки президентской кампании в ноябре, избавиться от иллюзий в отношении будущего президента США. Во-вторых, работать с представителями обоих штабов, чтобы украинская тема обсуждалась во время телевизионных дебатов, дабы продемонстрировать ее важность для заокеанского истеблишмента. В-третьих, осознать, что требования насчет реальных преобразований и уменьшения объемов коррупции и других негативных факторов будут универсальными в отношении Украины для любого американского президента.
Евгений Магда, политический эксперт специально для ONLINE.UA