20 декабря в Москве министры иностранных дел России, Ирана и Турции собрались, чтобы обсудить щекотливую тему – как прекратить гражданскую войну в Сирии, конфликт, в котором у каждой страны есть большой интерес. Над заседанием, словно призрак, нависали события, которые произошли в Анкаре в понедельник, где был убит посол России в Турции .
Учитывая почти полное поражение сирийских повстанцев в ключевом городе Алеппо, что является переломным моментом в боевых действиях, убийство не повлияло на встречу. Это подчеркнуло сильное желание видных участников этой войны найти путь для продвижения в конфликте, считают эксперты американской частной разведывательно-аналитической компании Stratfor. В своем новом отчете, который есть в распоряжении ONLINE.UA, аналитики говорят, что, несмотря на напряженность и серьезные противоречия между сторонами, являющимися во многом союзниками, и то, что каждая из них хочет, чтобы события развивались в удобном ей направлении, Москва, Тегеран и Анкара понимают, что не смогут успешно действовать в одностороннем порядке в Сирии. Кроме того, по мнению представителей частной разведки США, сейчас лучшее для Владимира Путина время свернуть или уменьшить свое участие в сирийской войне.
Для России и Турции демонстрировать дипломатичность вслед за убийством посла Андрея Карлова особенно важно, чтобы защитить нынешнее сближение стран – а именно экономические выгоды и сотрудничество по Сирии, к которым оно приведет. Но попытки "оживить политический процесс", как назвал это министр иностранных дел России Сергей Лавров, с целью положить конец сирийскому конфликту, не смогут сгладить разногласия трех сторон, участвующих в заседаниях по Сирии в Москве.
Россия, чья военная мощь улучшила положение сил, поддерживающих президента Сирии Башара Асада, хочет политического урегулирования, которое позволит ей свернуть активное участие в конфликте, не погрязнув еще глубже в дорогостоящей борьбе с повстанцами и "Исламским государством". Недавнее падение Пальмиры послужило напоминанием Москве об огромной работе, которую еще предстоит проделать в Сирии, прежде чем страна станет безопасной. Но возможность уменьшить свое участие сейчас выглядит более перспективной, чем когда-либо, учитывая предстоящее падение Алеппо и силу, которую эта победа принесет сторонникам Асада.
Турция, хотя и не готова принять политическое урегулирование, которое подтверждает власть Асада в Дамаске, стремится остановить разрушение удерживаемой повстанцами территории, и в то же время пытается укрепить свои позиции в северной провинции Алеппо, где сможет блокировать расширение курдского влияния. Россия и Турция, по крайней мере, согласны по вопросу всеобъемлющего прекращения огня, хотя каждая преследует разные цели. Россия знает, что Турция и другие державы, которые сохраняют влияние среди повстанцев, являются ключевыми для успеха любого политического урегулирования конфликта, даже ограниченного. Для Турции продолжающийся хаос битвы неудобен, так как идет против ее целей в северной Сирии. Анкаре нужна стабильность, чтобы продолжать расширение сферы своего влияния на бывших территориях Османской империи и остановить распространение курдских сил.
Читайте также Названы два серьезных военных поражения Путина
Иран, с другой стороны, стремится обеспечить военную победу сторонникам Асада, чтобы укрепить свои тесные связи с Дамаском, который, в свою очередь, поможет ему сохранить влияние на Ближнем Востоке. Как наиболее надежный военный союзник Асада, Иран будет продолжать участвовать в борьбе, пока не будет уверен в политической безопасности сирийского лидера. Иран и лояльные Асаду силы будут выступать в роли деструктивных сил в любой попытке прекращения огня, которая может сделать Асада уязвимым.
Даже если Анкара и Москва смогли бы выработать частичное политическое урегулирование, оно было бы хрупким в меняющихся условиях продолжающейся войны.
Иран будет настороженно рассматривать любые российско-турецкие попытки прекращения огня, несмотря на то, что министр иностранных дел Ирана был участником совместного заявления с призывом к разрешению конфликта.
При этом Тегеран - не единственная сторона, которая чувствует себя непричастной, а лишь наблюдающей со стороны за российско-турецким соглашением. Соединенные Штаты, несмотря на свою роль в борьбе с "Исламским государством" в Сирии за счет поддержки повстанческих отрядов, даже не были приглашены на встречу во вторник в Москве. США также не будут присутствовать за столом переговоров на следующей неделе, когда Россия, Турция и Иран возобновят работу в Казахстане, проводя встречи, предназначенные для дальнейшего обсуждения вопроса Сирии и закладывания основ для новых встреч в феврале.
Такое отношение к Соединенным Штатам помогает России показать себя арбитром в вопросе заключения мира в Сирии. Это еще больше укрепляет ее способность эффективно использовать свое участие в сирийском кризисе для достижения целей в других сферах.
Читайте также В сети одним жутким видео показали, как Путин и союзники убивали Алеппо
Конечно, более глубокое политическое решение сирийского кризиса выходит за рамки нынешних встреч. Турция в частности, другого исхода и не хотела бы. Для Турции развитие более тесных отношений с Россией и участие в длительных тактических переговорах с Москвой будет способствовать достижению ее непосредственных целей – ограничить масштабы будущих потерь удерживаемой повстанцами территории.
Для Турции и России от окончания гражданской войны зависит очень много, но продвижение вперед может быть особенно сложным, если учитывать вопрос о продолжении правления Асада. Но на сегодняшний день прекращение огня, независимо от того, насколько оно небольшое и хрупкое, отвечало бы интересам обеих сторон. Их общий интерес, особенно на таком важном этапе конфликта, помог им преодолеть дипломатический ущерб, который был нанесен убийством посла.
Читате также: Путин дал сигнал: убивайте