На картине «Муж скорбей» Сандро Боттичелли во время технического анализа обнаружили неожиданное открытие: интригующее изображение Мадонны с младенцем, скрытое под слоями краски.
Источник: The Art Newspaper
Специалисты предполагают, что это незавершенная композиция Eleusa icon, так называемой Мадонны нежности. Этот типаж художественных религиозных произведений происходит от Греческой иконы, на которой Дева тесно прижимает голову младенца Христа к своей, щека к щеке.
Работа была в частных руках с 19 века, ее планируют выставить на аукцион Sotheby's 27 января – с гарантией в 40 миллионов долларов. Открытие было сделано во время технического анализа в рамках подготовки к продаже.
Черты лица, в частности, нос, глаза и улыбающиеся уста идентифицируют как уста младенца Христа, они хорошо заметны на инфракрасном изображении, если повернуть низом вверх. Это констатировал Крис Апостол, старший вице-президент и директор картин Старых Мастеров на Sotheby's в Нью-Йорке.
Старые мастера – принятое в германской и англо-саксонской традициях обозначение выдающихся художников Западной Европы, работавших до 1800 года.
Голова Мадонны занимает пространство под грудью Мужf Скорбей, в то время как то, что кажется ее глазами и бровями просматривается из области у правой руки Христа. Имеются также свидетельства о белой подрисовке, возможно, кадмиевой, в нижней части рисунка. Среди других заметных частей заброшенной композиции складки мантии с декоративная перевязка вокруг плеча и части рукава, а также заметная рука ребенка.
"Муж скорбей" Боттичелли (деталь)
Эскиз Мадонны и младенца датируют началом XVI столетия
Но голава младенца Иисуса, предположил Крис Апостол, является «единственной в своем роде»: ни в одном автографе Боттичелли или в студийных работах нет копии того, что мы видим здесь.
Настолько ли необычна находка с тайным эскизом? Апостол говорит, что сталкивался с подобными вещами раньше. Панно было ценным товаром в эпоху Возрождения, но в то же время такой мотив довольно частое явление в мастерской Ботичелли.
Боттичелли решил использовать мотив для композиции, отражающей полутысячелетнюю религиозную тревогу Италии того времени. Новая работа ориентировочно датирована примерно 1500 годом, когда предсказания апокалипсиса и надежды на личное спасение достигли особого уровня интенсивности, отмечает издание.
Деревянная основа из тополя, которую использовал Боттичелли, была стандартной в Ренессансной Флоренции. Технический анализ Sotheby's обнаруживает трещину посередине и старый сучок в дереве и показывает, что панель была «переконфигурирована в какой-то момент в 20 веке».
Читайте также:
Копия картины фламандца Ван Дейка оказалась оригиналом XVII века
Автопортрет Фриды Кало выставят на аукцион за 30 миллионов
Google опубликовал гигапиксельные снимки 1848 известных произведений искусства