Перезагрузка власти

  |  Экономика и бизнес

После майских праздников Верховной Раде предстоит рассмотреть два проекта поправок в Конституцию — первый вышел из-под пера окружения главы государства и, соответственно, наделяет Президента всеми мыслимыми полномочиями. Второй готовился под руководством премьера, а потому воплощает желание Юлии Тимошенко превратить страну в парламентскую республику. Впрочем, игра БЮТ вокруг Основного Закона — не более чем попытка ослабить позиции президентских правок и получить новую площадку для дискуссий с Виктором Ющенко.

Мнимое обрезание Затяжной политический кризис, начавшийся год назад, когда Виктор Ющенко в канун пасхальных праздников распустил Верховную Раду, не разрешился и по сей день. Теперь политики затеяли долгоиграющую дискуссию вокруг формы государственного правления. В преддверии затяжных выходных Национальный конституционный совет завершил первый этап работы по обновлению Основного Закона, подготовив проект концепции новой Конституции (ее текст писался специальной рабочей группой совета под руководством заместителя главы Секретариата Президента Марины Ставничук).

Впрочем, обсудить документ не получилось. По официальной версии, из-за внезапного недомогания председателя Верховной Рады Арсения Яценюка, переутомившегося после визита в Португалию. Уязвленного самолюбия в связи с сорвавшимся заседанием НКС не скрывали даже представители НУНС. БЮТ вообще пригрозил последовать примеру Партии регионов и выйти из состава комиссии, что фактически похоронит эту организацию. В качестве компенсации секретарь НКС Ставничук раздала членам совета текст концепции обновленной Конституции. Видимо, чтобы в праздники политикам было чем заняться.

Документ состоит из преамбулы и десяти разделов, самые любопытные из которых — "Верховная Рада Украины", "Президент Украины" и "Кабинет Министров Украины. Центральные органы исполнительной власти". Наиболее существенные поправки касаются процедуры формирования правительства. "Главу государства фактически отстраняют от процесса формирования Кабмина. Кроме прочего, он будет отстранен от экономической деятельности исполнительной власти. Исполнительную власть на центральном уровне и по вертикали предлагается закрепить за правительством", — заявил "ДС" экс-министр юстиции, а ныне заместитель председателя фракции НУНС Роман Зварич.

Однако при внимательном прочтении текста складывается прямо противоположное впечатление — процесс формирования Кабинета Министров будет полностью подконтролен Президенту. Эта процедура может происходить в несколько этапов: глава государства поручает политической партии, победившей на выборах (по количеству депутатских мандатов), сформировать персональный состав правительства и вместе с программой деятельности внести на рассмотрение Рады. Если в установленный Конституцией срок (сейчас это один месяц) оно сформировано не будет, Президент дает аналогичное задание второй по представительству в парламенте партии.

Если и со второй попытки ВР не проголосует за состав нового Кабмина, глава государства по собственному усмотрению определит кандидатуру на пост премьера, который подберет под себя команду и пропишет программу. За ним же остается право подбирать на свое усмотрение руководителей центральных органов исполнительной власти (их предложено назначать и увольнять Кабмину по представлению его главы). Иными словами, Президента, по сути, завуалированно пытаются наделить полномочиями единолично назначать премьера и формировать правительство. А потому другие положения, якобы урезающие его права вмешиваться в деятельность Кабмина, уже не имеют значения.

Сторонников Виктора Ющенко, очевидно, задели иные положения документа, прежде всего, жестко ограничивающие его влияние на госуправление. Руководителя страны предлагают полностью устранить от вмешательства в управление экономикой (в этой сфере главный — Кабмин), оставив за ним ответственность за внешнюю политику, национальную безопасность и оборону (при этом он лишается права вносить кандидатуры министров обороны и иностранных дел).

По документу гарант Конституции наделяется правом приостанавливать акты КМ, но лишь в сфере безопасности и обороны, а также внешнеполитической деятельности, накладывать же табу на правительственные решения, касающиеся других сфер, как это происходит сейчас, Президент уже не сможет. Явно ущербно выглядят и его полномочия по части формирования состава Конституционного суда. Если сейчас глава государства может назначить шесть из 18 членов КС, то по предлагаемым правилам за ним будет закреплено право выдвигать кандидатуры всех судей, но окончательно утверждать их станет уже парламент. "У меня такое впечатление, что сотрудники Секретариата затеяли странную игру за спиной у Президента. Текст проекта концепции красноречиво говорит о жесткой конкуренции и слабой квалификации юристов СП", — уверил "ДС" один из членов рабочей группы комиссии.

Однако Ставничук посоветовала однопартийцам не драматизировать ситуацию. В целом благодаря предложенным к Конституции правкам Президент сможет усилить рычаги власти. К примеру, проектом концепции предлагается предоставить ему право без согласия парламента назначать и увольнять Генерального прокурора. Широкий перечень новых полномочий содержит и другой раздел документа, привлекший меньшее внимание: "Территориальная организация власти. Местное самоуправление". Судя по тексту, должности руководителей областных государственных администраций Президент будет раздавать единолично, не консультируясь с Кабмином. Исчезнет институт райгосадминистраций, его заменят территориальными подразделениями министерств и ведомств. Особый статус Автономной Республики Крым предлагается сохранить, при этом существенно сузив полномочия местной власти.

Тимошенко хочет быть спикером?

До публичного обсуждения проекта дело так и не дошло, однако сам факт его появления стал хорошим поводом всерьез заговорить об альтернативных документах, меняющих Основной Закон. С начала мая представители разных фракций попеременно заявляли о необходимости внесения альтернативных президентским изменений в Конституцию. По информации "ДС", по поручению премьер-министра Юлии Тимошенко к этой работе активно приступил Минюст. Майские праздники чиновники министерства и юристы БЮТ проведут на работе. Планируется, что к моменту следующего заседания Конституционной комиссии правительство презентует собственный вариант правок в Основной Закон, главная идея которого сводится к формированию парламентской республики. О своем желании жить и работать в стране с такой формой правления Юлия Тимошенко неоднократно заявляла как украинским политикам, так и на международной арене. "Парламентская форма правления наконец наведет порядок, и станет у нас так, как в Германии, — появится канцлер и будет порядок. При этом, подчеркиваю, останется президент страны, поскольку в Германии также есть президент, и останутся всенародные его выборы с достаточно умеренными полномочиями", — заявила Тимошенко.

Этот резкий идеологический посыл вместе с оперативной готовностью БЮТ параллельно с Виктором Ющенко менять Конституцию застали главу государства и его окружение врасплох. Чтобы озвучить свое отношение к этой теме, накануне Пасхи он организовал пресс-конференцию с целью убедить всех: Украина не готова к парламентской форме правления. "Давайте посмотрим на нашу Верховную Раду. Может ли этот институт нести ответственность за курс стабильности страны, когда он сам нестабилен? Очевидно, нет. Много лет должно пройти, прежде чем из парламента исчезнут коррупция и скопище корыстолюбивых олигархов", — вещал глава государства, не преминув попутно макнуть и Юлию Владимировну за тайное желание теперь не президентского, а спикерского кресла.

Впрочем, нынешние действия политиков — не более чем игра на публику. Оперативно менять Конституцию никто не планирует. Тем более что оба анонсированных проекта проведения политреформы еще нужно подготовить. Практика показывает, что документы такого масштаба написать, а тем более — проголосовать, за три месяца фактически нереально. К моменту, когда гипотетически будет готов сырой текст поправок в Основной Закон (в конце июня), Рада отправится на каникулы.

Игра БЮТ, сошедшегося на почве конституционных изменений с "регионалами", нацелена на девальвацию ценности проекта, подготовленного СП, и института Президента в частности. В этом контексте не исключено, что депутаты вспомнят о другом немаловажном тексте, предполагающем проведение конституционной реформы (№ 3207-1), — "О внесении изменений в Конституцию Украины". Недавно по обращению Верховной Рады КС признал этот документ отвечающим требованиям действующего Основного Закона и вернул на голосование в парламент. По процедуре он согласован со всеми инстанциями и парламентскими фракциями и полностью готов для вынесения под купол ВР.

По информации источника "ДС" в Секретариате, суть этого документа вызывает страх у окружения Президента, а потому СП, активизируя работу над конституционными правками, попросту пытается отвлечь от него внимание. В целом он предусматривает усиление органов местного самоуправления за счет урезания полномочий главы государства. Чтобы провести конституционную реформу в рамках указанного закона, его достаточно вынести на голосование в парламент и собрать 300 голосов. Другое дело, что в преддверии президентских выборов на такой отчаянный шаг не решатся ни Юлия Тимошенко, ни, пожалуй, Виктор Янукович.

Источник: finance.ua
РЕКЛАМА
Статьи
Войти