«Я не верю в SaaS...»

«Я не верю в SaaS...»


  |  Технологии
Александр Ольшанский, президент компании Imena.UA/MiroHost
О том, как кризис отразился на компаниях, работающих в интернет-сегменте, какие направления интернет-бизнеса являются наиболее перспективными и чего ждать от новых сетевых корпоративных технологий, мы говорили с Александром Ольшанским, президентом компании Imena.UA/MiroHost

PC WEEK/UE: Александр, прошло чуть более года с начала кризиса в Украине. Как его пережила ваша компания, какие направления особенно сильно пострадали?

Говорить о том, что компания кризиса не ощутила, было бы не правильно. Но сказать, что мы сильно пострадали, тоже не могу. Отчасти я кризису благодарен, поскольку это всегда время возможностей. Мы сбалансировали структуру активов, но старались не закрывать различные инвестиционные начинания: просто где-то ужались по бюджетам на рекламу, какие-то деньги направили на поддержку клиентам. Я считаю, что мы движемся более-менее нормально.

В среднем темпы роста в этом году примерно совпадают с темпами роста 2007 года. Но это все равно рост. С другой стороны, сравнивать показатели этого года с докризисным 2008 годом, на мой взгляд, некорректно, поскольку рынок был уже слишком "перегрет". 

В этом году некоторое оживление наблюдалось в сентябре, сейчас — чуть похуже. Возможно, помешала шумиха вокруг эпидемии гриппа, сбив волну восстановления, потому что люди сосредоточились на других проблемах. Ведь кризис, по сути, находится в головах, а не в жизни: когда люди начинают верить в то, что все плохо, то именно так все и происходит. Сейчас чувствуется предновогоднее оживление, думаю, что в следующем году начнется постепенный рост, если ничего особого не случится.

PC WEEK/UE: Вы упомянули о снижении затрат. Какие были предприняты меры для повышения эффективности работы компании?

Резко повысить эффективность бизнеса в нормальной преуспевающей компании невозможно. То есть, если представитель какого-либо предприятия заявляет, что им удалась вдруг значительно повысить эффективность, то возникает вопрос, что они делали ранее. Нельзя резко поднять продуктивность — можно лишь резко сократить затраты по каким-то статьям, которые необязательны в течение некоторого времени. 

Например, мы можем прожить 3-6 месяцев без активной рекламы, но через шесть месяцев нам все равно придется к ней вернуться. Другой пример: по плану у нас в марте намечено было обновление парка серверов. Мы могли этот процесс передвинуть на сентябрь, поскольку снижение продаж снижает потребности в технике, но переносить его бесконечно все равно не могли бы. Вот и получается в результате только сокращение затрат. Эффективность же надо повышать до кризиса, а не во время. 

PC WEEK/UE: Компания Imena.UA/MiroHost занимается услугами хостинга, регистрацией доменных имен, другими сервисами... Опишите приоритетность каждого из бизнес-направлений.

Обычно я изображаю направления нашего бизнеса не в виде "пирога", а в виде лестницы. У нас есть много проектов, каждый из которых находится на своей стадии развития. Мы условно поделили весь процесс развития на 10 стадий, где 0 — это идея в голове, а 10 — это компания мирового уровня. По этой шкале самым продвинутым является проект Imena.UA — регистрация доменов, поддержка пользователей и т.д. По нашей классификации он занимает ступеньку №7. Ступеньку №6 занимает MiroHost. "Украинская баннерная сеть" — пятая, Parking.UA с рекламным агентством PingWin занимают четвертую ступень. Третью занимает сервис mail.ua. Датацентр, который мы рассматриваем как отдельный бизнес, за этот год переместился с четвертой ступеньки на пятую. Если в следующем году он переместится на шестую, это будет означать, что его внос в общие доходы холдинга будет очень значительным (20-30%).

Большую часть доходов сегодня приносят Imena.UA, а вместе с MiroHost и "Украинской баннерной сетью" они составляют около 90% нашего оборота. Но — не 90% перспективных проектов. Мы всегда говорим о том, что хотим иметь проекты на разных стадиях развития.

На каждую ступеньку у нас есть свой проект. Если эта лестница сдвигается вверх, у нас образуется свободная ступенька, мы стараемся ее чем-то заполнить: либо что-нибудь купить, либо самим что-то создать. Мы стараемся держать проекты в разной стадии развития — есть проекты, которые сегодня приносят хорошие деньги, но развиваются медленней, просто потому что они находятся в стадии рыночной зрелости. Есть проекты, которые развиваются очень быстро, но денег еще не приносят, потому что находятся на нижних уровнях лестницы. 

PC WEEK/UE: Почему вы рассматриваете датацентр как отдельное направление бизнеса, ведь он напрямую связан с хостингом?

Датацентр и хостинг мы считаем отдельными видами бизнеса и вот почему. Дело в том, что хостинг в своем составе содержит больше сервисной поддержки пользователей, а датацентр — это все-таки больше техническая организационная составляющая. Поэтому для датацентра наш собственный хостинг является лишь одним из многочисленных клиентов. Но ЦОД фактически не предоставляет услуги хостинга, он принимает и размещает чужое оборудование. Понятно, что в данном случае он существует как отдельный бизнес, потому мы разделяем эти проекты, и датацентр идет у нас отдельной строкой бюджета.

PC WEEK/UE: Сейчас многие говорят о SaaS... Почему Software as a Service пока мало распространен в нашей стране? 

SaaS подразумевает определенную корпоративную культуру ведения бизнеса. Я вообще плохо отношусь к любым супермодным веяниям, и не верю, что если кто-то сказал о том, что SaaS вдруг начал приносить бешеные деньги, то все остальное нужно забыть. 

В SaaS в сегменте В2В в нашей стране я верю с большим трудом. Это не значит, что его не будет никогда, но сейчас, на мой взгляд, корпоративная культура пока что не очень готова к такой модели. Причем это связано не с технологическими решениями, а с элементарными вещами, наличием тех же должностных инструкций для каждого сотрудника. Ведь в наших компаниях их практически нигде нет, но в 80% западных компаний они есть. Если нет четко формализованной процедуры, то SaaS-модель будет очень тяжела и, скорее всего, вызовет разочарование. В итоге, вместо экономии денег появятся дополнительные затраты. Какой-то SaaS в Украине, конечно, будет, но такого уровня развития, как сейчас на Западе, он не получит. 

PC WEEK/UE: Но есть же примеры иностранных компаний, имеющих свои подразделения в Украине, у которых хостинг ERP— или CRM-систем находится в Австрии, в Германии или других странах — это же самый настоящий SAAS?

Да, но какое это имеет отношение к Украине? Это же компании западные, со своей западной корпоративной культурой и скорее всего покупать SaaS— решения они будут тоже на западе. 

По поводу SaaS — я верю в оказание услуг в западной стране, например, если французский бизнес выкупил украинскую разработку. Но вот в украинский бизнес, который купил французскую разработку и оказывает услуги на территории Украины украинским компаниям по SaaS-модели — не верю. Верю в возможность оказания услуг по SaaS-модели частным клиентам или очень-очень маленьким компаниям. То есть говоря другими словами, в Украине поле для оказания SaaS-услуг сегодня намного уже, чем на западе. Особенно, если измерять в деньгах, а не в штуках. У любого инвестора понятия "верю — не верю" превращаются в "плачу — не плачу". Вот я бы в это деньги не вкладывал. 
Новости других СМИ
Загрузка...
Новости
Все новости